+7 (8552) 53-07-07
На руинах челнинского «Колизея» построят храм Мельпомены
На руинах челнинского «Колизея» построят храм Мельпомены
01.08.2016

Глава Агрызского района поделится с Наилем Магдеевым зданием для татарского драмтеатра
 

Пустующий четыре года развлекательный клуб «Колизей» в Набережных Челнах собирается выкупить для татарского драмтеатра Наиль Магдеев. Торговаться о цене придется с собственником здания — главой Агрызского района Валерием Макаровым. Всего, по подсчетам «БИЗНЕС Online», на превращение экс-клуба в театр понадобится не менее 300 миллионов.

НА РЕМОНТ «КОЛИЗЕЯ» ПОНАДОБИТСЯ СУММА БОЛЬШЕ, ЧЕМ СТОИМОСТЬ САМОГО ЗДАНИЯ

Исполком Набережных Челнов задумал решить непреодолимую до сей поры задачу, собравшись выкупить пустующий уже несколько лет развлекательный комплекс «Колизей» и отдать здание Татарскому драматическому театру, до сих пор ютящемуся в здании бывшего райкома партии. Об этом на совещании антикризисного штаба сообщил на днях мэр автоградаНаиль Магдеев. Правда, не назвал ни суммы, ни сроков того, когда же это грандиозное событие состоится, ни источников финансирования. Радует, что опыт в деле выбивания денег на театральные нужды у Магдеева имеется, ведь, будучи мэром Бугульмы, он добился выделения 120 млн. на реставрацию местного театра, потом заполучившего имя народного артиста СССР Алексея Баталова.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» директор театра Рашат Файзерахманов, глава Челнов обратился с письмом к президенту РТ, чтобы республика помогла с финансированием ремонта экс-клуба, так как драмтеатр имеет статус государственного и находится на балансе республиканского бюджета. «Я сам видел это письмо, — пояснил директор. — Президент дал добро. На ремонт выделит средства республиканский бюджет, а выкупать здание город будет у частного предпринимателя, которому принадлежит клуб». Файзерахманов предупредил, что не владеет достоверной информацией о суммах, но «в газетах писали, что клуб стоит 190 миллионов».

Правда, эксперты рынка недвижимости такую цену назвали космической. Руководитель АН «Инвест-Перспектива» Сергей Кудряшов заявил «БИЗНЕС Online», что в условиях кризиса, когда стоимость коммерческой недвижимости серьезно упала в цене, собственник этого здания может рассчитывать максимум на 30 - 70 млн., не более. Тем более что «Колизей» нельзя уже в полном смысле слова назвать коммерческой недвижимостью. «Может быть, в 2012 году, когда собственник „Колизея“ выставлял этот объект на продажу, он и мог стоить больших денег, но сейчас нет, — уверен эксперт. — На тот момент стоимость коммерческой недвижимости варьировалась в пределах от 50 до 70 тысяч за квадратный метр. Сейчас стоимость «квадрата» опустилась уже меньше 40 тысяч».

А вот сумма на ремонт потребуется гораздо бóльшая — от 250 млн. рублей. Причем она не окончательная, не исключено, что первоначальная смета подрастет в цене из-за роста стоимости стройматериалов. Так что «Колизей» обойдется властям как минимум в 300 млн. рублей.

Любопытно, но на сей раз вести торг по поводу «Колизея» Магдееву придется с коллегой — главой Агрызского района Валерием Макаровым, поскольку именно он является владельцем объекта. Хотя в декларациях о доходах, которые ежегодно подают чиновники, этот объект никак не отражен. Макаров руководит Агрызом с августа 2012 года — сначала в должности первого замруководителя исполкома района, а потом и главы, и примерно с этого же времени клуб как таковой перестал функционировать. Макаров пытался продать его за 200 млн. (отсюда и упоминание в газетах стоимости, о которой сказал Файзерахманов), но покупатель так и не нашелся, а в прошлом году клуб еще раз пытались реанимировать, предложив на сайте бесплатных объявлений аренду целиком или частями за 2,6 млн. рублей в месяц. Однако арендаторов, видимо, не нашлось, что неудивительно, так как находится клуб не в фешенебельном районе в центре города, а в старом парке на отшибе — в поселке ЗЯБ.

Что удивительно, по данным системы «Контур-Фокус», ООО РК «Колизей» является до сей поры действующим, правда, чисто номинально, так как никакой финансовой отчетности не предоставляет. Макаров был директором клуба до 2010 года и учредителем до августа 2012-го, потом он, как честный чиновник, переписал этот бизнес на своего брата Юрия. С февраля 2014-го единственным учредителем РК являлось волгоградское ООО ЧОП «Юфбк-Партнер», которое прекратило свою деятельность в марте 2016-го.

Самому Макарову помимо клуба принадлежали еще 5 компаний, большинство которых также либо кануло в Лету, либо он сам вышел из их состава: ООО «Бензин-Сервис» (прекратило деятельность в 2003 году), ООО «Стэк» (прекратило деятельность в 2011 году), ООО «Предприятие Техтранс» (прекратило деятельность в 2015 году), ООО «Фарта» (прекратило деятельность в 2016 году), ООО «Стрит», ООО «Предприятие Нефтеснаб». Причем последняя компания сейчас имеет в учредителях вышеозначенный ЧОП и с деятельностью нефтяников, судя по заявленным видам деятельности, никак не связана, а занимается ресторанным обслуживанием, в том числе в железнодорожных вагонах и на судах.

Помимо этого, глава Агрыза значится в экс-директорах челнинского ООО «Бензин-сервис», ООО «МВ-холдинг», имевшего отношение к игровому бизнесу, ООО «Техстрой» и ЧОП «Золотой медведь» (прекратило деятельность в 2016 году).

Отметим также, что исполком и «Колизей» связывали не самые лучшие отношения. Владельцы здания задолжали городу за аренду земельного участка 717 тыс. рублей и 117 тыс. рублей пени (по данным на 2013 год). По поводу возврата этой суммы и расторжения договора аренды исполком обращался в Арбитражный суд, который иск удовлетворил. Однако, по всей видимости, хозяева «Колизея» с оплатой не торопились, в конце 2013-го исполком вновь подал иск в арбитраж — уже на банкротство. Однако суд прекратил производство в связи с отсутствием средств у заявителя на возмещение судебных расходов по делу о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

К сожалению, поговорить с Макаровым о цене будущей сделки не удалось — он все время был или на совещаниях или на выезде в районе.

СТАТУС НЕПРИКАЯННЫХ

Как-то так получилось, что театралы в Челнах имеют пожизненный статус неприкаянных и никак не могут обрести пристанище. Созданный 21 декабря 1990 года татарский драмтеатр ведетборьбу за собственное здание чуть ли не со дня основания. Самое первое время артисты проводили репетиции в кабинете управления культуры мэрии, в фойе концертного зала и даже в коридоре. Спустя некоторое время труппа обосновалась в старом здании Дома культуры на улице Центральной.

В октябре 1991 года и вовсе чуть не дошло до кровопролития. Народ, собравшийся на площади Азатлык на митинг памяти в честь погибших при обороне Казани в 1552 году, толпой пошел к Автозаводскому райкому КПСС. Дело в том, что горисполком принял решение передать часть здания татарскому театру, а президиум горсовета выступал за передачу этих же площадей детским общественным организациям. Дело дошло до того, что для охраны здания был вызван ОМОН, но, к счастью, ситуация решилась мирно, с того дня в одном здании начали работать и татарский театр, и детская музыкальная школа. В 2005 году детская музыкальная школа переехала в другое место, и 1 марта того же года при участии первого президента ТатарстанаМинтимера Шаймиева состоялось открытие здания театра после реконструкции.

В апреле 2010 года автоград посетили критики минкультуры РТ, которые посмотрели драму Мансура Гилязева «Бурлак», выдвинутую на соискание государственной премии РТ им. Тукая. После просмотра спектакля председатель коллегии критиков Нияз Игламов без обиняков сообщил театралам, что театр движется к катастрофе. И пока челнинские артисты будут находиться в неприспособленном для театра помещении, они не смогут нормально выступать на фестивалях, организовать обменные гастроли, потому что другие театры, которые к ним приедут, не смогут даже установить здесь свои декорации. «У меня болит душа, но я не могу об этом не говорить. Если в течение ближайших пяти лет вы не переедете в новое здание с нормальной сценой... Вы меня извините, но то, что у вас есть, — это не сцена. Из-за этого не могут в полной мере реализоваться возможности вашей труппы и даже драматургии, к которой вы обращаетесь. Вам нужно бороться за нормальное театральное здание. Если вы в ближайшее время не решите этого вопроса, то я вам гарантирую, вы перестанете быть театром, вы будете чем-то иным...» — вразумлял коллег Игламов. Собственно, наверное, с его призыва у театра и начался активный мозговой штурм по решению вопроса о собственной крыше.

В частности, в 2011 году стали выдвигаться идеи передачи драмтеатру здания ДК «КАМАЗ». В то время челнинский автогигант, активно избавляющийся от непрофильных активов, как раз передал свой Дворец культуры на баланс города. Однако на это решение наложил вето гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, который настоял на том, чтобы после передачи ДК «КАМАЗ» сохранил как коллектив, так и направление деятельности.

После этого челнинские власти задумались о строительстве отдельного здания для драмтеатра. Уже в 2013 году состоялись публичные слушания, где рассматривался вопрос выделения 14870 кв. м на площади Азатлык в центре города между зданиями ТЦ «Палитра» и мэрии под строительство драматического театра. Причем стоит отметить, что здание торгового центра изначально и предполагалось под строительство драмтеатра, однако ввиду нехватки финансовых средств было продано предпринимателям, которые впоследствии открыли здесь «Палитру».

Поэтому под строительство нового здания стали оформлять другой земельный участок — по соседству. Через день после слушаний на площади Азатлык президенту РТ Рустаму Минниханову даже представили проект строительства здания татарского драмтеатра. Тогда еще мэр Василь Шайхразиев рассказывал президенту, что проект театра рядом с мэрией был предусмотрен еще в первоначальном генплане. Руководство города предлагало возвести здание примерной площадью 8500 кв. м с залом на 400 мест и стоимостью 450 млн. рублей. Однако Минниханова, по всей видимости, не устроила сумма, и он предложил для сокращения расходов найти уже готовый подходящий проект здания театра. И вот с тех пор город занимается поисками, только не проекта, а самого здания.

«ЭТО ЛУЧШЕ, ЧЕМ НИЧЕГО...»

Будет ли отвечать здание бывшего клуба потребностям театралов или это опять будет половинчатое решение? Как утверждает Файзерахманов, если все технические задания будут учтены строителями и специалистами по ремонту, театр будет отвечать современным требованиям. «В этом здании много нужных площадей, зал можно сделать на 300 посадочных мест, а это значит, что будет 100 дополнительных мест, которых нам как раз не хватает. Высота зала тоже подходит. Есть уже готовый репетиционный зал, зал для проведения массовых праздников, новогодних представлений вместимостью до 300 - 400 человек. Его же можно использовать под выставочный зал. Есть кафе и пищеблок, фойе, гардероб. Все готовое. Но смущает только то, что фасадная часть уже разрушена. На это в том числе и пойдут республиканские деньги. Хотя лично я этому поверю только тогда, когда увижу собственными глазами постановление кабмина о выделении денег на реконструкцию», — признался директор.

Переезд в «Колизей» помимо комфорта даст театру возможность зарабатывать не только на билетах, но и на сдаче площадей в аренду, а также приглашать к себе другие творческие коллективы, певцов с сольными концертами. В нынешнем здании драмтеатр в этих возможностях ограничен. Кроме того, наконец откроется новая культурная точка на карте поселка ЗЯБ, жители которого обделены культурными учреждениями. Хотя тут может быть и обратный эффект — зрители могут отказаться от поездок в театр из-за его не очень удобного местоположения. «Поедут, — уверен Файзерахманов. — В Москве, например, зрители с одного конца столицы на другой ездят в „Сатирикон“ или театр Моссовета, которые находятся в центре, люди готовы два часа тратить на дорогу. Человек, который любит театр, искусство, сделает все, чтобы духовно обогатиться».

В декабре театр отметил 25-летний юбилей. За 25 лет труппа выпустила 89 спектаклей — по 3 - 4 спектакля в год. Сегодня у театра в репертуаре 32 спектакля — это даже больше, чем у театра им Камала, уверяет Файзерахманов. Причем некоторые спектакли играют уже по 18 - 20 лет. Например, спектакль по пьесе Ильдара Юзеева «Гора влюбленных» собирал зал весной в 500-й раз. В среднем постановка одного спектакля обходится театру в сумму от 250 до 700 тыс. рублей. Сезон драмтеатр традиционно открывает в первую пятницу октября. И к новому сезону театралы уже готовы. Перед уходом на каникулы в театре прошла премьера по пьесе челнинского драматурга Айгуль Ахметгалиевой «Муж на час», ею же и откроют новый сезон, возможно, последний в старых стенах.

«Коллектив ждет. Дай бог, решится проблема. Это лучше, чем ничего», — подытожил разговор Файзерахманов.

«МЫ ПОМЕНЯЕМ ШИЛО НА МЫЛО...»

Переезд татарского драмтеатра может повлечь за собой великое переселение и других театров города, так как все они находятся, образно выражаясь, не в своих тарелках. В частности, выдвигалась идея отдать здание татарского драмтеатра после его освобождения кукольному театру автограда, который до сих пор находится в одном крыле межшкольного учебного комбината №72.

Правда, в разговоре с «БИЗНЕС Online» Зухра Митрофанова, директор Набережночелнинского государственного театра кукол, категорически отвергает саму идею переезда ее детища. «Это все равно что поменять шило на мыло, — считает она. — Я была две недели назад в министерстве культуры по этому поводу. Эти разговоры уже слышала, и меня там заверили, что об этом никакой речи не идет и вообще о данной идее впервые слышат. Во-первых, сцена и зал в татарском драмтеатре очень маленькие, они нам категорически не подходят. Круглый и в форме амфитеатра зал нас тоже не устраивает. Люди думают, что если речь идет о театре кукол, то какое угодно помещение для него можно приспособить. Нет! У нас требований даже больше, чем у обычного театра. Нам нужны большая сцена, кулисы, яма. В татарском драмтеатре ее нет, ее нужно делать. Чтобы приспособить это здание под наши требования, будет необходима просто гигантская реконструкция. Кроме всего прочего, там небольшое фойе. А к нам ходят на представления по 150 детей! Мы там ни елку, ни другое мероприятие для детей провести не сможем. Там даже нет площадки перед зданием. Перед нашим театром есть площадка, куда приходят школьники, дети, гуляют, играют. Как там все это организовать? Кроме всего прочего, там большие проблемы с пожарной безопасностью».

По ее словам, кукольному театру не подойдет даже здание «Мастеровых», если вдруг и для этого театра когда-нибудь будет построено здание.

«Я считаю, что нас нужно оставить в покое. Когда мы получили здание, в котором находимся по сей день, там все было максимально сделано для того, чтобы кукольный театр мог называться таковым. Нам сейчас остается только ждать лучших времен, когда, наконец, и для нас будет построено собственное здание, — говорит директор кукольного театра. — Потому что в противном случае это опять будет приспособленное помещение». Кстати, здание татарского драмтеатра Митрофанова предлагает отдать молодежному театру «Ключ», который в настоящее время ютится в здании общежития НИСПТР (пединститут — прим. ред.). Идеальным же местом для кукольного театра был назван парк Победы.

«Согласно генплану города, разработанному еще в 70-х годах, кукольный театр должен был располагаться в парке Победы. Это было бы правильным решением, потому что в этом случае мы могли бы работать круглогодично. Одна труппа ушла, а вторая работает. А что такое парк Победы? Там сегодня постоянно дети. Так что театр там постоянно работал бы и приносил прибыль», — говорит директор театра.

Такие кардинальные метаморфозы в театральной среде не могут не затронуть и русский драматический театр «Мастеровые», который осуществляет свою деятельность в приспособленном помещении бывшего Интерклуба. Площадей этих «Мастеровым» катастрофически не хватает. Труппа и зрители уже простились со спектаклем «Женитьба», который вычеркнули из репертуара, дабы освободить место для хранения декораций к премьерной постановке «Ревизора». Кроме того, зрительный зал театра включает всего 143 посадочных места и не отвечает запросам жителей Набережных Челнов и соседних городов. Билеты раскупаются еще за месяц до спектакля. С количеством посадочных мест связана и стоимость билетов. Чем меньше мест в зрительном зале, тем выше цена.

Помимо нехватки территорий в этом году «Мастеровые» столкнулись и с вопросами пожарной безопасности. Напомним, недавно суд автограда по иску прокурора города Александра Евграфова и пожарных служб вынес решение о приостановлении деятельности театра «Мастеровые» из-за 18 нарушений пожарных норм. Правда, сейчас это решение театр обжалует в Верховном суде РТ, одновременно устраняя предписания пожарных, причем не без помощи исполкома. На всю «пожарку» необходимо около 3 млн. рублей. И после вердикта суда муниципалитет взялся за монтаж системы оповещения и управления эвакуацией за 433 тыс. рублей, а потом еще разместил заказ на выполнение работ по расширению выходов на 200 тыс. рублей.

По информации «БИЗНЕС Online», директор «Мастеровых» Армандо Диаманте и Магдеев уже вели переговоры относительно переезда театра в ДК «КАМАЗ». Раз в месяц «Мастеровые» дают здесь спектакли, чтобы удовлетворить спрос на самые посещаемые постановки. Зал ДК как никакой другой подходит для «Мастеровых» — сцена у него театральная, место для хранения декораций и костюмов есть, шикарная акустика, зал на 600 зрителей. При этом, чтобы превратить ДК в театр, нужно гораздо меньше денег, чем, например, на реставрацию «Колизея» для татарского драмтеатра, — около 50 млн. рублей.

Вариант с ДК не раз поднимали и депутаты горсовета прежнего созыва, они даже выходили с письмом на Магдеева, апеллируя к тому, что ДК уже утратил культурное предназначение, охотно предоставляя в аренду свои площади под ярмарки-распродажи шуб и курток. Однако, похоже, сегодня эта тема администрацией города уже не рассматривается, «Мастеровым» предлагают расширить имеющиеся площади за счет реконструкции своего зала, что позволит увеличить число посадочных мест вдвое. При этом стоимость подобных работ составила бы порядка 20 млн. рублей. Но экономия для бюджета очевидна, тем более сейчас, когда придется раскошелиться на татарский драмтеатр.

Ссылка на источник информации: Бизнес Online