+7 (8552) 53-07-07
"Высоцкий. Глава 20. КамАЗ"
"Высоцкий. Глава 20. КамАЗ"
26.07.2016

Летом 1974 года Театр на Таганке был с гастролями в г. Набережные Челны. Приехал в Челны и Владимир Высоцкий.

С одной стороны, поездка как будто ничем не примечательная. Гастроли, каких было немало, а Высоцкий дал в провинции сотни концертов. Но та поездка в Набережные Челны все равно оставила особый след. Прежде всего, в памяти тех, кто тогда строил КамАЗ и был на тех выступлениях.

Много ли есть музеев Высоцкого? Всего около дюжины - во всем мире! А в Челнах такой музей есть. А много ли у нас площадей имени Высоцкого? Только одна – именно в этом городе.

О том, что театр собирается в Челны, Высоцкий не просто сказал, а даже спел. На памятном вечере в честь 10-летнего юбилея Таганки в специально написанной к празднику песне. Париж в песне упомянут не в качестве фигуры речи. Вениамин Смехов вспоминал, что поездку на гастроли в Челны преподносили как нечто вроде проверки. Мол, если вы сможете показать себя перед рабочим классом, то тогда можно подумать и о больших гастролях – например, в Париже.

Таганка к тому моменту не то что в Париже – вообще нигде за границей еще ни разу не гастролировала. А Набережные Челны в качестве проверки подходили как нельзя лучше. Там в те годы развернулась грандиозная коммунистическая стройка. Вся страна возводила крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире заводов по выпуску грузовиков. Строили автозавод, строили массу других производств. И со всего Союза туда ехали рабочие, в основном молодые ребята. К приезду театра серьезно переделали зал Дворца Культуры «Энергетик» – так, чтобы артистам было удобно играть в привычной обстановке. За десять дней Таганка показала «Павших и живых», «Антимиры», «Доброго человека из Сезуана», «А зори здесь тихие». Но конкретных отзывов о спектаклях фактически не сохранилось.Возможно, еще и потому, что основное внимание челнинцев было приковано к Высоцкому.

Его приезд вызвал ажиотаж, который трудно назвать даже фантастическим. Юрий Любимов вспоминал об этом и на похоронах Владимира Семеновича, и через год, в интервью итальянскому телевидению. Но это еще что! Известен эпизод, когда Высоцкого буквально вытащили через окно в автобусе, едва он просунул руку, чтобы оставить автограф. А в другой раз народного кумира пришлось спасать от поклонников, которые собирались нести его на руках от кинотеатра «Чулпан» до Дворца культуры. На других площадках люди залезали на строительные леса. Всякое выступление собирало в буквальном смысле толпы народу. Концерты проходили в любых условиях и при любой погоде.

Однажды на стройке литейного завода пошел дождь. Но на Высоцкого заботливо накинули плащ, чтобы закрыть его и гитару. Этот момент запечатлен на одной из самых знаменитых фотографий, сделанных в той поездке. Артиста спасли, гитару укрыли, и ничто не мешало ему петь для людей, которые его так ждали.

Поездка на КамАЗ получилась удивительной во многих смыслах. Концертов и выступлений за десять дней было столько, что даже сегодня не установлено их точное число. И если в каждом окне на пути следования Высоцкого играл магнитофон с его песнями, значит, и на концертах магнитофонов было немало. Однако до сих пор не известно ни одной записи ни одного концерта в Набережных Челнах. Есть только запись с выступления в соседнем Нижнекамске, куда Высоцкого буквально выхватили на пару часов. Но качество фонограммы этого выступления, увы, удручающее. Поэтому сегодня мы с вами послушаем песни, которые Высоцкий в тот период вполне мог исполнить для челнинцев, но записаны они в других городах.

В Набережных Челнах Высоцкий и Таганка побывали в 1974 году, но народ еще не забыл о событиях 1970-го, когда в стране победившего социализма бушевала эпидемия неожиданной для развитого общества болезни – холеры. Крым, Кавказ, Каспий, Одесса, Керчь, Волгоград. Тысячи заболевших, сотни тысяч на карантине, были даже смертельные случаи. Газеты об этой эпидемии умалчивали, но для Высоцкого запретных тем не было – и для его слушателей тоже.

И это не единственный случай, когда Высоцкий уверенно говорил со сцены, что исполнил эту, можно сказать, легендарную песню впервые именно на КамАЗе. Хотя на самом деле известно, что пел он ее и прежде. Но видно, действительно такое неизгладимое впечатление произвела на него поездка на автозавод. А в октябре 1974 года в Гатчине Высоцкий рассказывал на одном из концертов, что строительство КамАЗа даже стало поводом для нового спектакля Таганки. Спектакль этот состоялся и шел потом на сцене Таганки под названием «Пристегните ремни». А премьера прошла ровно через год после поездки в Челны, в июле 1975-го.

В Набережных Челнах через сорок лет после той памятной поездки есть единственная в мире площадь Высоцкого и трогательный музей. Но гостиница «Кама», где в номере 38 жил Владимир Семенович, уже перестала быть гостиницей, и мемориальной таблички радом с той комнатой больше нет. Как мы уже говорили, к сожалению, не сохранилось никаких записей выступлений. Зато остался киножурнал – и это тем более удивительно, ведь Таганку крайне редко официально снимали и показывали.

Театр на Таганке успешно прошел проверку пролетарским городом Набережные Челны в 1974 году.  Но в Париж с гастролями труппа поедет только через три года.

Ссылка на источник информации: Эхо Москвы