Борьба за 13 пустых могил развернулась на территории кладбища в Большой Шильне. В центре скандала – руководитель наблюдательного совета Агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров и глава Малошильнинского сельского поселения Геннадий Харитонов.
Майоров продолжает обустраивать на кладбище в Большой Шильне семейные захоронения, согласованные прежней властью поселения, но это не устраивает действующего руководителя. В конфликт включились правоохранительные органы и местные анонимные активисты, которые распространили в соцсетях информацию о «беспределе». Автор поста инициировал сбор подписей «для защиты усопших близких от варварства Сергея Майорова».
«ВО ВРЕМЯ РАБОТ СТРОИТЕЛЬНОЙ БРИГАДОЙ БЫЛ НАНЕСЕН УЩЕРБ СОСЕДНИМ НАДГРОБИЯМ»
Видео, на котором запечатлен разговор на повышенных тонах на кладбище, вместе с фото и развернутым сообщением появилось в социальных сетях в начале недели и подняло волну недовольства. «Жители поселения вышли отстоять и остановить строительные работы на месте захоронения их родных и близких», – пишет анонимный автор.
Дело в том, что на кладбище сейчас строители возводят ограду вокруг участка в 0,01 га, который был выделен бывшим руководством поселения для организации склепа семьи Майоровых. На видео противники строительства (около 10 человек) высказывают свои претензии представителю Сергея Майорова. Группа жителей считает незаконным решением огородить территорию для будущего захоронения, поскольку, по их мнению, места на кладбище должны выдаваться по заключениям о смерти. Автор гневного поста также сообщил, что соседние надгробия пострадали из-за стройки: «Во время работ строительной бригадой Сергея Майоров был нанесен ущерб соседним надгробиям. Жители поселения собирают подписи с прошением в администрацию и правоохранительные органы о защите их усопших близких от варварства Сергея Майорова».
Припомнили Майорову и недавнюю историю, когда он обвинил главу Малошильниского поселения Геннадия Харитонова в вандализме:
«В прошлом председатель Совета Директоров Группы компаний «Магнолия» Сергей Майоров обвинил администрацию в незаконном разборе его семейного участка на кладбище, но на вопрос, на каком основании он ведет на кладбище строительство, Майоров дать ответ не сумел. Его обвинения в адрес администрации были беспочвенны».
Тем временем делом о разрушении дорогой ограды занялась прокуратура, и сам Сергей Майоров рассчитывает на возбуждение уголовного дела против Харитонова. Отметим, что скандал произошел на фоне других громких дел, в которых фигурирует имя Геннадия Харитонова. В апреле в отношении него уже заведено уголовное дело по двум статьям: ч. 2 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») и ч. 2 ст. 292 («Служебный подлог»). Главу обвинили в покупке на бюджетные средства автомобиля стоимостью 897,6 тыс. рублей и в незаконной выдаче кредитов другим поселениям на 2 млн.
«СТОИЛО ПОМЕНЯТЬ БЮДЖЕТНУЮ ОГРАДКУ НА ТУ, КОТОРАЯ СТОИТ МИЛЛИОН РУБЛЕЙ, СРАЗУ ОКАЗЫВАЕТСЯ, И КОСТИ ТАМ ПОЯВИЛИСЬ…»
В чем суть конфликта? Как рассказал Chelny-biz.ru сам Сергей Майоров, разрешение на выделение участка на кладбище он получил еще в 2002 году, а в 2007-м, при прежнем главе Малошильнинского поселения Галимове, границы участка на плане кладбища утвердили. Тогда же он и отгородил участок. Отметим, что уже третье поколение семьи Майоровых живет близ Челнов, все умершие родственники похоронены на кладбище в Большой Шильне. Сам предприниматель живет в Белоусе, но там кладбища нет. По словам Сергея Майорова, решение огородить участок приняли, потому что так легче ухаживать за могилами, и нарушений закона в этом не видит. А его адвокат ссылается на федеральный закон «О погребении и похоронном деле», который предусматривает, что на общественных кладбищах погребение может осуществляться в том числе и в виде родовых (семейных) захоронений.
Металлическая ограда стояла девять лет, и в этом году Майоровы решили сделать ее капитальной (из камня и чугуна) и разбить участок под будущие захоронения членов семьи с традиционными могилами (без каких-то капитальных построек или склепов).
– Тут попытался вмешаться господин Харитонов. В майские праздники он приехал к строителям, которые там работали, и сказал, что запрещает эти работы, – рассказал Майоров. – Мы строителям дали все копии документов, на основании которых получили эту землю, они успокоились и продолжили дело. Когда рабочие пришли в очередной раз на стройку, там все было разломано, демонтировано. Поскольку мы всегда действуем в правовом поле, то первым делом вызвали полицию. Специалисты работали целый день. В результате выяснили, что действовал Геннадий Харитонов. В полиции есть соответствующие материалы, в которых зафиксировано, что он сам сознался, взял всю ответственность на себя (хотя на месте было обнаружено несколько видов следов).
Узнать позицию главы поселения и причину, по которой он решил бороться с ограждением кладбища, пока не удалось. Геннадий Харитонов не ответил на звонки.
Между тем, по подсчетам строителей, восстановление ограды обойдется Майоровым в 280 тыс. рублей, притом, что общая стоимость объекта – порядка миллиона рублей. Дело передано в прокуратуру, сейчас уже находится в следственном комитете, сообщил редакции адвокат Сергей Майорова Роман Ваганов.
По его словам, потерпевшая сторона намерена идти до конца, и, если в возбуждении уголовного дела сейчас откажут, будут обжаловать и настаивать на нем для взыскания ущерба, который, подчеркнул Майоров, нанесен в особо крупных размерах – свыше 100 тысяч рублей.
Роман Ваганов, в свою очередь, конкретизировал, что в действиях Геннадия Харитонова он усматривает наличие признаков уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст 286 УК РФ (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, причинивших существенное нарушение прав иных граждан и организаций).
Майоров также обратил внимание на то, что это не единственное отгороженное захоронение на кладбище:
– Я не думаю, что раньше возникали подобные конфликты, была какая-то практика в их решении. Если бы они сказали: «Вот наше правило, глава, пункт, вы его нарушили, давайте разбираться». Нам ведь официально никто ничего не говорит. У меня конфликта с Геннадием Харитоновым не было никогда. Не было никаких разговоров по поводу участка, – уверяет Сергей Майоров.
Про выступление активистов на кладбище он в курсе:
– С моей точки зрения, Харитонов подстрекает людей на эти действия. Потому что девять лет оградка стояла, и никому не было дела до нее. Стоило поменять бюджетную оградку на ту, которая стоит миллион рублей, сразу оказывается, и кости там появились, и все на свете. Но мы не задеваем соседних могил, никаких претензий, ни письменных, ни устных нам не предъявляли до этого момента.
«ПУСТЬ ОНИ ТАМ ПРОВЕРЯЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО. НО ЗАЧЕМ ЛОМАТЬ?! МАТЕРИАЛ-ТО ДОРОГОЙ»
Выехав на кладбище Большой Шильны, корреспондент Chelny-biz.ru увидел, что спорный участок находится у самого края асфальтированной дорожки, идущей от ворот через все кладбище. Здесь вовсю кипит работа – подрядчики (подсобные рабочие и специалисты компании «Обелиск») восстановили ограждение после вандального демонтажа и устанавливают поребрики. Они разделают огороженную территорию на 13 маленьких участков под могилы, между ними будут тропинки из брусчатки. Вокруг участка также сделают дорожки. Как пояснил бригадир, чтобы всем было удобно.
На калитке в невысокой ограде выкованная чугуном фамилия – «Майоровы». Чуть дальше – еще одно семейное захоронение на четыре могилы с надгробиями и бюстом. Здесь все оформлено капитально, в черно-белых цветах, а на могилах цветут ландыши. Ближе к участку, из-за которого сейчас идут споры, также похоронены родственники Сергея Майорова.
– Приходил глава местной администрации, пригасил местных жителей, говорил, что это незаконный захват земли, что идет прокурорская проверка, – рассказал бригадир. – В первый раз они вообще разломали тут все. Демонтировали и сложили в сторону ограждения, а основание – кувалдами побили. На прошлой неделе мы начали переделывать. Пусть они там проверяют все, что нужно. Но зачем ломать работу?! Материал-то дорогой.
На этой неделе, рассказали рабочие, глава администрации и «какой-то депутат» приходили снова:
– Обещали, что местные придут опять и все разломают. А в этот понедельник приходил местный активист, снимал на камеру.
«В КАКОЙ ЭТО ВЕРЕ МОГИЛЫ ДЕЛАЮТ ДЛЯ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ?»
По словам строителей, им люди высказывают жалобы на то, что пройти к могилам в глубине кладбища невозможно из-за участка Майорова и развернувшейся на нем стройки.
– Специально делаем тропинки везде, с этой стороны и с той. Брусчатку положим, чтобы можно было пройти, – объясняют строители. – Мы тут ничего не ломали, не задевали чужие надгробия. У тех, чьи родственники похоронены на участках позади этого, спрашивали. Они все сказали, что не против. Сказали, что будет очень даже хорошо и красиво, если мы тут благоустроим.
В момент беседы к кладбищу как раз подъехал грузовик с брусчаткой. По словам бригадира, ее здесь с запасом. Рабочие принялись разгружать. В это время местный житель приводил в порядок территорию неподалеку. Тоже, кстати, на несколько могил. Он рассказал, что стройка Майорова не мешает добираться до других могил – путей много.
– Бог с ним, пускай строит, мне не жалко, – поделился мужчина. – Но это не по-христиански – строить могилы, когда люди живы. Куда он торопится?! Да, он облагораживает, делает добро для своих родственников, хочет увековечить их память… Но это надо делать после похорон. В какой это вере могилы делают для живых людей?
Местный житель вспомнил, что при благоустройстве первого семейного захоронения Майоровых (участок буквально в пяти могилах от нового) были повреждены ограждения чужих участков. Тогда глава семейства пообещал все восстановить и выполнил обещание.
Теперь строители нового ограждения беспокоятся за его сохранность. Сам Сергей Майоров в этом отношении спокоен:
– Мне передали слова Геннадия Харитонова с последней встречи, что «если вы не остановитесь, население придет и все тут разломает». Мне разницы нет, кто разломает. Закон нас всех одинаково охраняет. Если это произойдет, процедура опять такая же – вызываем полицию. Если никто не сознается, будут вестись следственные действия по факту нанесения ущерба. Анонимное сообщение мы оставим без внимания, но если получим информацию об авторе записи, будем судиться. Потому что все, что было написано, – бездоказательно. Мы не занимаемся скандалами и мордобитием, мы действуем четко в правовом поле.