Промкластер РТ создает оборудование для производства стройматериалов, заводы ЖБИ и ячеистого бетона.
«Нам интересны автоклавы, мельницы. Сейчас берем их в Китае. Schneider Electric ушел, электрику тоже закупаем в КНР. Мы готовы сотрудничать с российскими производителями, чтобы все это заменить. Список есть», — рассказывает председатель совета директоров челнинского ГК «Штайнблок» Валерий Песков. Он же возглавляет рабочую группу «Стройпроммаш» в рамках промышленного кластера РТ. Задача группы — найти точки соприкосновения между промышленностью и строительной отраслью. Песков убежден, что импортозамещение — это не замена одних зарубежных поставщиков на других, нужно создавать и возрождать собственные предприятия. О том, чем машиностроители готовы помочь строителям и как повысить конкурентоспособность отечественной техники, — в нашем материале.
Путь к технологическому суверенитету в создании и возрождении собственных предприятий
Минпромторг РТ поручил Промышленному кластеру Татарстана (ранее — машиностроительный кластер) усилить кооперацию между республиканскими машиностроителями и строительным комплексом. Кластер объединил предприятия из 23 отраслевых рабочих групп, которые были сформированы для работы над Стратегией развития промышленности республики до 2030 года. Рабочую группу «Стройпроммаш» возглавил председатель совета директоров ГК «Штайнблок» Валерий Песков — активный участник развития кооперации и движения в сторону кластерной модели развития экономики республики.
Его компания объединяет несколько производств в Татарстане, а также в соседних регионах и уже почти два десятка лет разрабатывает, проектирует, изготавливает и вводит в эксплуатацию линии, установки и целые заводы для производства стройматериалов, по своим характеристикам не уступающих лучшим мировым аналогам. Особое внимание уделяется линиям для изготовления автоклавного газобетона. Данный материал очень востребован на строительных площадках. Он экологичен, морозостоек, обладает высокими тепло- и звукопроводящими свойствами и безупречной геометрией изделий. Применение газобетона в качестве конструктивного и теплоизоляционного материала значительно уменьшает нагрузку на фундамент. Сегодня ГК «Штайнблок» изготавливает автоматизированные линии по производству автоклавного газобетона мощностью от 150 до 1,5 тыс. куб. м в сутки. В производстве используется до 70% процентов российской продукции. Остальное могут заместить отечественные игроки.
Переименование крупнейшего в стране машиностроительного кластера Татарстана в промышленный произошло в октябре этого года. Это связано с тем, что с 1 января 2023 года промышленные кластеры страны смогут претендовать на новые меры поддержки. После переименования в республиканский промышленный кластер включили нефтепереработку и другие направления промышленности.
Промкластеры могут рассчитывать на следующие меры поддержки:
— субсидии на реализацию проектов по созданию производств в размере до 500 млн, но не более 50% от стоимости проекта;
— кредиты сроком до 10 лет и по ставке не более 7% годовых в рублях;
— пониженные страховые взносы для проектов импортозамещения (7,6%, как в ТОСЭРе);
— мораторий на проверки;
— механизмы гарантированного спроса на инновационную продукцию.
«Нам интересны автоклавы, мельницы. Сейчас берем их в Китае. Schneider Electric ушел, электрику тоже закупаем в КНР. Мы готовы сотрудничать с российскими производителями, чтобы все это заменить. Список есть», — рассказывает Песков. По его словам, импортозамещение нельзя понимать как замену одних партнеров из недружественными стран на других, тоже зарубежных. Нужно полностью искоренить зависимость от импорта. «За 30 лет развития, когда мы неожиданно стали капиталистами, в строительной отрасли произошел разрыв и многие производства (особенно производства станков, оборудования, двигателей) мы в России потеряли», — посетовал собеседник издания.
По мнению Пескова, путь к технологическому суверенитету заключается в создании и возрождении собственных предприятий, производящих не только строительные материалы, но и, главным образом, оборудование для их изготовления. Такие проекты могут стать толчком для развития регионах Дальнего Востока и присоединенных субъектах РФ.
Отметим, что, помимо линий для автоклавного газобетона, ГК «Штайнблок» производит оборудование и кассетные установки для ЖБИ, оборудование для выпуска фибробетона и сухих смесей, а также комплектующие и запасные части к ним, в том числе для импортного оборудования. Компания изготавливает кассетные установки для вертикальной формовки железобетонных изделий различного назначения. Это, пожалуй, одна из немногих в стране компаний, которая может предложить поэтапное оснащение такой продукцией завода заказчика. Т. е., установив на начальном этапе кассету в 10 секций, при увеличении спроса на продукцию или расширении возможностей клиента может постепенно наращивать количество рабочих отсеков до проектных 20, тем самым экономя единовременные затраты партнера.
За почти два десятка лет своей истории предприятие накопило солидный опыт, участвуя в реконструкции и модернизации заводов в Татарстане, Мордовии, Твери, на Урале и Алтае, в Барнауле, выполняя госзаказы в Крыму и Плесецке. Реализация таких проектов укрепила авторитет ГК «Штайнблок» как добросовестного и компетентного изготовителя оборудования, запасных частей и комплектующих для производства самых востребованных стройматериалов.
Как промышленников и строителей объединят под крылом промкластера
Задача рабочей группы «Стройпроммаш» — найти точки соприкосновения между промышленностью и строительными организациями, удовлетворить потребности строительства через машиностроение. Например, если на стройке не хватает какого-то узла из-за санкций, машиностроители должны его изготовить и запустить. «Есть такая пословица: бог создал землю, а все остальное сделали строители. Строительная отрасль — это локомотив, драйвер экономики», — отметил Песков.
Первая проба пера состоялась на выставке TatOilExpo в этом году. В «Казань Экспо» на одном стенде было представлено 18 предприятий, производящих лифты, шинопроводы, источники бесперебойного питания, системы крепления фасадов, оборудования для заводов по производству бетона и газобетона и т. д. Экспозиция усилилась на машиностроительном форуме, который прошел в столице РТ на минувшей неделе. Стенд посетил президент Татарстана Рустам Минниханов. Более того, он посоветовал и. о. главы ДНР Денису Пушилину использовать эту продукцию для восстановления Донецкой области.
Зачастую строители (заказчики, проектировщики, генподрядчики) даже не знают, что много комплектующих и оборудования можно купить в Татарстане, а не завозить из-за рубежа, говорит председатель правления кластера Сергей Майоров. «Наши предприятия по логистике точно будут конкурентнее тех, кто везет продукцию из других стран. Кроме того, покупая татарстанское, мы оставляем добавленную стоимость в республике. Это влияет на основной показатель промышленности — индекс промышленного производства. Это увеличение сбыта, загрузка наших предприятий, бюджетный эффект», — объяснил Майоров на круглом столе «Развитие кооперации между машиностроительными и строительными предприятиями» в рамках машфорума.
Через какие каналы заказчики, проектировщики и генподрядчики могут найти татарстанских машиностроителей? В ближайшее время на площадке минстроя РТ пройдет совещание с участием всех заинтересованных лиц, на котором промышленность презентует свои возможности. Кроме того, был создан сайт промышленно-строительного альянса. Задача проекта — познакомить производителей и строителей еще до проведения торгов.
Платформа призвана в том числе решить проблему недостатка коммуникации и излишней формализованности процессов. Это не альтернатива существующим тендерным площадкам. Ресурс задумывался как площадка для коммуникации, где проектировщики и строители могут сформулировать запрос, обозначить проблематику, а производители предлагают решения.
Неизбежно встает вопрос конкурентоспособности отечественной продукции. В первую очередь, низкий курс доллара. Когда курс был 75–80 рублей, российские производители оборудования чувствовали себя комфортно по сравнению с китайцами. Сейчас уже многие производители неконкурентоспособны, хотя цены на комплектующие и металл не так сильно упали по сравнению с курсом доллара. «Это общая задача. Нужно эти моменты урегулировать законодательными актами. Может, нужно вводить таможенные пошлины», — считает председатель совета директоров ГК «Штайнблок».
Также участники отрасли убеждены, что существующие тендерные механизмы заточены только на самую низкую цену, что в корне неверно. Акцент нужно делать на эффективности и стратегическом импортозамещении. Еще один запрос от машиностроителей для властей — чтобы те обеспечивали отрасль госзаказами.
По вопросам проектирования и строительства новых производственных линий и заводов, производства автоклавного газобетона и изготовления оборудования и комплектующих для ЖБИ обращайтесь в ГК «Штайнблок» по телефону: 8 (8552) 20-55-12. Подробности на сайте компании.