Должность гендиректора прочат выходцу с КАМАЗа, однако там называют это «фантазиями».
С уходом Адиля Ширинова обострились разговоры о том, что проект Aurus перейдет под крыло КАМАЗа. Эксперты констатируют: прежний гендиректор выполнил гигантский объем работ, но теперь возглавить компанию должен человек с большим влиянием и связями. Сразу несколько источников предрекают переход проекта под крыло «Ростеха» с кураторством команды Когогина. О том, почему ушел Ширинов, чего ему удалось добиться и кто теперь будет выпускать лимузины, «как у Путина», — в материале «БИЗНЕС Online».
Aurus снова меняет топ-менеджера
Адиль Ширинов ушел с поста гендиректора Aurus. Как отмечает пресс-служба компании, сделал он это по собственному желанию, чтобы сосредоточиться на работе на возглавляемыми им УАЗе и в «Соллерс Форд». Отставка случилась еще в конце декабря 2021-го, но объявили о ней только сейчас. Напомним, это уже вторая смена в руководстве компании за последние три года. В 2019-м Ширинов сменил на посту гендиректора другого топ-менеджера «Соллерса» Герхарда Хильгерта.
Временно исполняющим обязанности гендиректора назначен Николай Ходосевич, ранее работавший исполнительным директором компании. Однако его утверждение на этом посту маловероятно. В Aurus дали понять, что скоро к руководству компании присоединится новый участник, в стратегические задачи которого будет входить в том числе развитие экспортного направления и экспансия на зарубежные рынки. Ранее сообщалось, что Aurus до 2030 года планирует увеличить экспорт выпускаемых под Елабугой люксовых автомобилей до 80%. Приоритетный рынок для компании — страны Ближнего Востока и Северной Африки, затем Китай и Западная Европа.
Акционерами проекта Aurus выступают ФГУП «НАМИ» (63,5%), фонд обороны, безопасности и развития ОАЭ Tawazun (36%) и «Соллерс» (0,5%). Общий объем инвестиций арабского фонда в проект — 110 млн евро. В конце мая 2021 года в ОЭЗ «Алабуга» с участием президента РФ Владимира Путина официально запустили производство лимузинов и седанов Aurus Senat на заводе в Елабуге. По оценкам разработчиков, минимальная цена на люксовую российскую марку начнется от 18 млн рублей. Автомобили из первой партии были представлены только в высоком исполнении, их стоимость достигала 22 млн рублей. Всего же производственная площадка рассчитана на выпуск 5 тыс. авто в год. Но, сколько конкретно машин станет производиться в Елабуге, официально озвучено не было.
Осенью в интервью «БИЗНЕС Online» Ширинов рассказывал, что первые Aurus уже начали выдавать клиентам.
Ширинов уступил кресло человеку Когогина?
Слухи о скором уходе Ширинова ходили еще летом 2021-го. Обсуждалось, что Aurus вскоре могут передать под контроль КАМАЗу, а самого Ширинова сменит человек Сергея Когогина, который с лета прошлого года возглавляет совет директоров компании. Кроме того, челнинский автогигант осваивает литье блока двигателя для представительского внедорожника Aurus Komendant, серийный выпуск которого должен начаться в этом году.
«По поручению господина Когогина в 2021-м проводился осмотр производства в Елабуге. Однако сам Когогин в декабре 2021-го заявил, что не заинтересован в руководстве Aurus», — подчеркивает «Коммерсантъ». При этом издание со ссылкой на свои источники отмечает, что на рынке обсуждался вариант перехода контроля в компании от НАМИ к «Ростеху», но возглавить Aurus должен тот, кто займется именно продвижением бренда.
Одной из версий причины ухода Ширинова СМИ называют проблемы производства седанов и лимузинов Aurus Senat. «Производство так и не смогло набрать запланированного темпа, а качество предсерийных экземпляров не соответствует классу автомобилей Aurus. Кроме того, на сегодняшний день Aurus получил всего около 60 предоплаченных заказов, притом что по плану завод в Елабуге должен выдавать более 600 седанов в год», — пишет интернет-портал «Дром» со ссылкой на свои источники. Издание также упоминает о «жестком аудите» со стороны Когогина: «Еще в апреле из-за проблем с Aurus хотели уволить директора НАМИ Сергея Гайсина, но его удалось отстоять. Решили, что в Елабуге лучше Когогина никто не справится. Его, конечно, пришлось уговаривать. Но в итоге уговорили».
Однако на самом КАМАЗе назвали все это «фантазиями»: «Такие слухи не соответствуют действительности», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев разговоры о назначении Когогина на место Ширинова.
«Желательно, чтобы Aurus возглавил человек, у которого будет взаимопонимание с Шириновым»
Оценить итоги работы Ширинова на посту гендиректора Aurus сложно, говорят эксперты «БИЗНЕС Online». Компания публично не озвучивала планы и задачи. «Завод работает и выпускает продукцию люксового качества, которая демонстрируется на всех крупнейших мероприятиях, ее можно купить — это уже хорошо. Но по поводу исполнения планов какие-либо комментарии давать сложно», — говорит Председатель Правления Машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров.
По мнению Майорова, с уходом Ширинова ничего страшного не произойдет. Какую-то часть влияния на предприятие он сохранит, учитывая, что доля собственности «Соллерс Авто» в Aurus составляет 0,5%. «Руководитель такого большого уровня не должен заниматься операционной деятельностью. Для Ширинова управление Aurus через собственность будет самым правильным. А операционной деятельностью, учитывая, что это международная компания, должен заниматься специалист хорошего уровня, знающий международный рынок. Aurus неоднократно заявлял, что основной рынок сбыта — это не Россия, а зарубежные страны, — считает руководитель машкластера РТ. — Желательно, чтобы Aurus возглавил человек, у которого есть взаимопонимание с Шириновым. Если это будет человек Ширинова, то мне кажется, что это правильно. Потому что начало Шириновым положено очень хорошее. И хотелось бы, чтобы эта преемственность сохранялась».
«Адиль Ширинов — известный и очень грамотный специалист. организовать и запустить производство автомобилей Aurus стоит больших усилий, — отмечает в беседе с „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „За рулем“ Максим Кадаков. — Запуск такого производства, особенно в короткие сроки, в условиях, когда нужно сделать автомобиль и качественным, и российским, — большая и серьезная работа, которая под силу не каждому. Aurus — это машина с нуля, ее раньше не было. И ее выпуск — серьезная задача. Считаю, что это заслуга Ширинова как руководителя».
Собеседник издания затруднился сказать, кто может занять пост Ширинова. «Для этого надо четко понимать, какие проблемы испытывает на данном этапе предприятие, — добавил он. — Если брать схожие по классу машины вроде Mercedes или Bentley, то они выстраивали свою работу не один десяток лет. Тогда как в Aurus все это надо выстроить очень быстро, потому, вполне возможно, на пост руководителя проектом требуется более влиятельный человек. Я еще до Нового года знал, что Ширинов уйдет. В узком кругу это было известно».
Кто возглавит производство Aurus? «Все говорят про Когогина, думаю, это уже не секрет, — говорит Кадаков. — Вряд ли он сам станет возглавлять производство. Думаю, что это будут люди из его круга. Aurus нужен не столько грамотный производственник, сколько человек, который отвечает за структурные связи. Объемы небольшие, а головной боли много. Потенциальные клиенты очень капризны. Надо каким-то образом выпускать на новом месте автомобиль, который по качеству должен быть, как те же Mercedes, Bentley или Rolls-Royce. Это очень сложно. Нужен мыслитель со связями и, возможно, с влиянием в очень высоких коридорах».
Перед новым директором стоит задача по расширению и усложнению модельного ряда, полагает главный редактор журнала «За рулем». «Сейчас минимальное количество цветов окраски, вариантов исполнения интерьера, — заметил он. — Кроме того, на конвейер надо поставить внедорожник Komendant, а потом, может, уже и минивэн. Все это будет усложняться. Чтобы не захлебнуться в таком усложнении, нужны мозги и команда. При этом все должно вписываться в какие-то бюджетные рамки. В конце концов любой проект должен иметь какую-то коммерческую эффективность».
Разим Сабиров