На встрече в ТПП РТ выяснилось, что Россия отказалась от идеи, чтобы малого бизнеса было много.
«Сегодняшняя экономическая политика против вас, против бизнеса. Сейчас мы им не нужны на самом деле», — заявил федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, встречаясь в Казани с татарстанскими предпринимателями. Он вместе с соратниками выступает за низкие налоги для бизнеса и низкую процентную ставку ЦБ, но сам признает, что предприниматели слишком малочисленны, аполитичны и разобщены, чтобы «правая сказка» стала былью. О том, в чем маразм кредитно-денежной политики председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной и почему количество МСБ пропало из целей нацпроектов, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Построены красивые здания за госсчет, но доведения идеи до коммерциализации мало»
В зал Торгово-промышленной палаты РТ 11 сентября федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов вошел вместе с клипмейкером Ириной Мироновой из первой тройки списка Партии Роста на будущих думских выборах. До встречи с предпринимателями «ростовцы» посетили агропромпарк «Казань» и IT-парк.
Агропромпарк Титов оценил, заявив: «По подобной концепции работают самые развитые площадки Европы — „Ранжис“ в Париже, „Меркаса“ в Испании, „Бронише“ в Польше и так далее. Здесь мы видим прекрасный пример того, как производителю дают возможность удержать в своем распоряжении максимальную долю добавленной стоимости, а не забирают у него за копейки произведенное для дальнейшей перепродажи». Бизнес-омбудсмен уверен, что цены на продукты питания снизились бы, будь в каждом крупном российском городе похожий торгово-промышленный комплекс.
IT-парк же Титова впечатлил меньше. «Во многих уголках России построены красивые здания за госсчет, они красиво называются. Но внутренних процессов доведения идеи до коммерциализации у нас, к сожалению, пока что мало. Приходится работать в ручном режиме. Для этого такие парки и существуют, и хорошо, что есть хоть это, но большого рынка нет», — заявил высокий московский гость. Главная причина, по мнению бизнес-омбудсмена, в том, что у российского бизнеса нет спроса на IT-технологии, поэтому все разработки уходят на внешний рынок.
В зале ТПП РТ Титова ожидали 50 местных предпринимателей и три десятка студентов экономического факультета КИУ. Место в президиуме также занял депутат Госсовета РТ, руководитель регионального отделения Партии Роста Олег Коробченко.
Ну а дальше начался привычный для такого формата диалог, состоявший из жалоб малого бизнеса и ответов того, кто должен защищать его права. В самих жалобах ничего нового не было. Так, Юлия Смайылова, торгующая обувью, пожаловалась на маркировку, из-за которой «микробизнес» просто закрывается. В технические подробности женщина вдаваться не стала, но заверила, что выполнить закон о маркировке они не могут.
— Передайте господину Мантурову, пусть он со мной хотя бы один день проведет, я возьму его за ручку, и мы пойдем… — полушутя начала было предпринимательница, но полет фантазии оборвал Коробченко.
— Я прошу прощения, вопрос какой у вас? — строго спросил депутат Госсовета РТ, не стерпев такой фамильярности по отношению к министру промышленности и торговли России.
— У меня не вопрос, а выступление, я просто рада вас всех видеть, — не растерялась продавец обуви.
Титов в ответ заявил, что с самого начал был против маркировки. Идея у государства благая — уменьшить количество контрафакта на рынке, но «реализация ее ужасна». И «полугосударственная» организация «Честный знак», занимающаяся маркировкой, «очень странная», добавил Титов.
«Добейтесь, чтобы самозанятые могли заниматься торговлей, мы все в самозанятые перейдем»
Далее директор дизайн-бюро «Стильный дом», депутат Малошильнинского сельского поселения Наталья Майорова окончательно перевела разговор в серьезную плоскость и подняла тему регионального оператора ТКО «Гринта». Плата за вывоз мусора по нормативам, а не по факту бьет по карману предпринимателей. Напомним, тема неоднократно поднималась и на уровне Госсовета РТ, но на схеме работы регоператоров это никак не сказалось.
По данному поводу бизнес-омбудсмен припомнил, что IKEA в России импортирует мусор, т. к. не может найти здесь вторичного сырья. И это не единственный пример.
— В России мусора не найти! Это вообще дикость! — воскликнул Титов.
— А у нас мусорный полигон, — сказала Майорова. — Заезжаешь в Казань, дышать невозможно, просто огромная куча мусора.
— И президент этим не занимается? — сочувственно поинтересовался Титов, имея в виду Рустама Минниханова.
— Ну я не знаю, как этот вопрос решается, — уклончиво ответила Майорова.
— Оба оператора «ростеховские»? — уточнил Титов и получил от окружающих утвердительные кивки.
— Наши торговые центры, институты платить начали в разы больше, — сообщил московскому гостю Коробченко.
Предпринимательница Розалия Бедритдинова, торгующая одеждой, пожаловалась на отсутствие льгот малому бизнесу: российское законодательство якобы не дает им никаких преференций против крупного бизнеса. В целом мысль Бедритдиновой сводилась к русской поговорке «пока толстый сохнет, худой сдохнет».
Но Титов не согласился, заявив, что малый бизнес платит значительно меньше налогов. Это вызвало у присутствующих возмущение; в конечном счете стороны сошлись на том, что они позже представят Титову свои расчеты на бумаге.
— Добейтесь, чтобы самозанятые могли заниматься торговлей, мы все в самозанятые перейдем, — наказали они шефу Партии Роста.
— Тогда вообще концов не найдешь, — рассмеялся в ответ Титов, оставшийся при своем мнении.
Но Бедритдинова не сдавалась, приведя еще один пример: мелкий предприниматель не может осуществлять таможенное оформление товаров.
— Для этого таможенный брокер существует, — снова не согласился Титов, тут его было не подловить.
— Это не только таможенный брокер, там целую кучу документов надо предоставить, — не сдавалась Бедритдинова. Брокеру нужно предоставить «кучу сертификатов», а это «очень большие деньги» для мелкого предпринимателя.
— В чем вопрос заключается у вас? — снова выступил модератор Коробченко.
— Это не вопрос, а наказ, — вступился за даму Титов, дав ей продолжить. Бедритдинова, сославшись на мировую практику, предложила дать малым предпринимателям право осуществлять внешнеэкономическую деятельность просто по весу товара. Как в Израиле — $2 за кг товара.
— Самая упрощенная система таможенного оформления — это camel, верблюд. То есть на себе, — предложил на это Титов, рассказав, что на китайской границе подобным пользуются «просто толпы народа». А в целом требовать какого-то упрощенного таможенного режима для малого бизнеса бесперспективно.
«Полный маразм! Они и в прошлый раз повысили процентную ставку, но инфляция только выросла»
Генеральный директор металлообрабатывающего предприятия «КРАСТ» Васил Шайдуллин обратил внимание на ситуацию с работающими пенсионерами. Размер их пенсии уже определен, они ее получают. Но, продолжая работать, они отчисляют в пенсионный фонд деньги, которые уже никак не влияют на размер их пенсии. Директор предложил, чтобы эти отчисления шли не в пенсионный фонд, а на зарплатную карту пенсионеров.
— Залихватская схема, — похвалил бизнес-омбудсмен. — Но, зная наше государство, конечно, они на это не пойдут. Даже рассматривать не будут.
Еще одна предпринимательница «с земли» Лилия Черникова напомнила, что рыночные торговцы во время первого локдауна не получили никакой федеральной помощи.
— Вопрос помощи закрыт, — безжалостно констатировал столичный гость. — Существует только одна федеральная программа, 3-процентный кредит, и его надо возвращать.
Единственное, что удалось сделать, рассказал Титов, — это удвоить количество ОКВЭД, которые получили поддержку. Омбудсмен старался, чтобы их было больше, но правительство решило иначе. Некоторые регионы вообще отказались от ОКВЭД при распределении федеральной помощи, но не Татарстан.
— В 90-х годах под бандитами бизнес легче было вести! — выразила свое отношение к нынешнему бизнес-климату Черникова.
— Главный наказ, который мы от вас получили как Партия Роста: «Надо все менять», — подытожил Титов свое общение с предпринимателями. Он рассказал, что каждый год носит Владимиру Путину доклад о проблемах бизнеса, и даже назвал точное число этих проблем — 234. Но решать их поручают правительству, у которого свое видение: первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов посчитал актуальными и пообещал решить только 50 проблем.
Омбудсмен не прошел мимо и состоявшегося накануне повышения процентной ставки ЦБ РФ.
— Полный маразм! Они и в прошлый раз повысили процентную ставку, месяц назад, и что, у нас инфляция уменьшилась? Они же все с инфляцией борются. Так она за это время только выросла! Не работает этот механизм, у нас инфляция другая, — заявил Титов. По словам экономиста и бизнесмена, чтобы бороться с нашей инфляцией, нужно стимулировать экономический рост, а это значит снижать, а не повышать процентную ставку.
— А так они и инфляцию не победят, и рост окончательно остановят, — констатировал оратор. Он напомнил, что в России все зависит от нефти. По расчетам бизнес-омбудсмена, если цена на нефть будет на уровне $70 за баррель, а Эльвира Набиуллина поднимет процентную ставку до 7, то никакого экономического роста не возникнет. А если нефть упадет ниже $70, то «рост» будет уже отрицательным.
«Это я затянул, народ уже сваливает»
Титов признал, что поддержка праволиберальной партии у населения пока «мизерная».
— Нас на самом деле не мизер, — не согласился Коробченко. — Нас огромное количество, предприятий, индивидуальных предпринимателей, у нас работают огромное количество людей, которые могут прийти и проголосовать. Вот у меня на предприятии работают тысяча человек. Я со всеми разговариваю, говорю: вы должны поддерживать свое предприятие.
— Но это не значит, что все поддержат, — прагматично вставил Титов.
По китайскому пути Россия идти не может, потому что она европейская страна, считает омбудсмен. А в Европе экономический рост осуществляется за счет того, что людям много платят, а они эти деньги тратят. В общем, Титов за социальный капитализм, за «капитализм для всех». Но косметическими методами этот капитализм не построишь, признал он. В качестве примера приведя свой опыт помощи бизнесменам от несправедливого уголовного преследования: «Пока решаешь вопрос одного, сажают еще 10».
— Система сама себя воспроизводит, поэтому нужно менять сам подход, — заявил он. И напомнил: среди целей национальных проектов больше нет KPI по количеству малого и среднего бизнеса: «Теперь у страны нет задачи, чтобы малого бизнеса было много».
Титов обратил внимание, что Россия даже гвозди закупает в Китае и Финляндии; продает за границу полиэтилен, «в том числе казанский», а приобретает из-за границы пакеты: «Потому что невыгодно здесь производить, выгоднее купить у китайцев». Виной всему наши налоги и тарифы.
— Это я затянул, народ уже сваливает, — сказал Титов, когда уже второй предприниматель встал из-за стола и покинул помещение. Завершая заседание, Коробченко заявил, его целью было «услышать людей с земли и в дальнейшем попытаться решить их проблемы». Закончилась встреча совместным фото сначала со студентами, а потом и с некоторыми предпринимателями.
Линар Фархутдинов