Общаемся с рестораторами, отельерами, машиностроителями и чиновниками.
В Татарстане с 11 октября из-за серьезного ухудшения ситуации с коронавирусом ввели ряд жестких ограничений. Власти приняли решение: всем переболевшим и вакцинированным с QR-кодами можно продолжать свободно передвигаться по региону. А вот невакцинированным татарстанцам закрыли доступ в торговые и фитнес-центры, в заведения общепита и на массовые мероприятия. Это был первый удар по бизнесу республики. Тогда же, 11 октября, обязательную вакцинацию ввела главный санврач региона Марина Патяшина. Предприятия региона обязали обеспечить вакцинацию минимум 80% своих сотрудников. Если же они отказываются и не прививаются, то в Роспотребнадзоре рекомендовали их от работы отстранить. Это был второй удар по бизнесу.
Ну а третий удар придется на нерабочие выходные. О необходимости их введения 19 октября заговорила глава федерального оперштаба по борьбе с коронавирусом Татьяна Голикова. Она предложила на всей территории России ввести «коронавирусные выходные» с 30 октября по 7 ноября. А в регионах, где ситуация хуже, Голикова рекомендовала уйти на локдаун еще раньше — с 23 октября. К таким субъектам РФ она отнесла и Татарстан. Это предложение Голиковой поддержал Владимир Путин. В среду, 20 октября, он ввел в России нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября. Но власти Татарстана решили по-своему: президент РТ Рустам Минниханов не стал вводить нерабочие дни в республике с 23 октября. В регионе будут выходные в те же дни, что в большинстве территорий России, — с 30 октября.
Такие жесткие меры по борьбе с коронавирусом, конечно, возмутили не только местных жителей. Предприниматели много раз обращались и к президенту Татарстана, и к правительству, и к главе Роспотребнадзора. Они просили просто дать возможность работать. Как рассказала ранее заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, встречи с предпринимателями власти проводили. И были они, по ее словам, очень напряженными.
— Ограничительные мероприятия ни в какой истории, ни в каком периоде, ни в какой парадигме не могут быть позитивно восприняты. Начало диалога было достаточно жестким, в адрес нас всех поступала критика. Конечно, введение QR-кодов вызвало определенное сопротивление, но в конце диалога мы просто договорились о тех позициях, которые сегодня необходимо бизнесу предпринять, чтобы мы вместе функционировали, — высказалась Фазлеева на пресс-конференции 20 октября.
Тем временем бизнес несет очевидные убытки. Как рассказала журналисту 116.RU исполнительный директор ассоциации рестораторов Казани и РТ Галина Шарафутдинова, с 11 октября заведения общепита потеряли 70% клиентов. А что будет с 30 октября — пока неизвестно. Рестораторы, как и другие предприниматели, ждут официальный документ от президента РТ. А пока, как объяснила Шарафутдинова, бизнес рассматривает сценарий работы аналогично 2020 году — доставка или продажи навынос.
— Действие QR-кодов очень сильно подкосило отрасль. Введение локдауна с 30 октября нас ударит вдвойне сильнее. Мы понимаем, что если нас закроют полностью, то в момент «длинных выходных» мы будем нести серьезные потери. Пока все заведения общепита держатся, не закрываются. Но держатся из последних сил. Всегда есть надежда и вера во что-то хорошее. Мы все находимся в режиме ожидания и очень рассчитываем на то, что нам разрешат работать при соблюдении всех эпидемиологический мер, при наличии QR-кода у гостей, создавая таким образом «чистую зону», — говорит наша собеседница.
Исполнительный директор ассоциации рестораторов поделилась: те меры поддержки, которые были год назад по всей стране, сильно помогли. Программа ФОТ 2.0 дала возможность компаниям получить деньги на выплаты зарплат сотрудникам. Для погашения этого кредита было одно условие: в течение года сохранить штат, и рестораторы РТ это сделали. По словам Шарафутдиновой, бизнес сейчас ждет аналогичную поддержку.
Чуть лучше ситуация обстоит в гостиничном бизнесе. Практически никаких ограничений на деятельность отелей власти Татарстана не накладывали. Более того, туристы могут спокойно приезжать и заселяться в гостиницы региона без предъявления QR-кода. И без него же они могут пользоваться всей инфраструктурой отеля, в том числе ресторанами и фитнес-центрами.
Как рассказала журналисту 116.RU исполнительный директор Ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина, по гостиницам сильнее ударила новость про введение QR-кодов, чем решение властей ввести нерабочие дни.
— Именно с 11 октября отметили снижение и отмену бронирований, в отелях отменили проведение каких-то больших мероприятий, пресс-конференций, например. Рестораны при отелях зафиксировали падение спроса на бизнес-ланчи почти в 2 раза. Сейчас же мы работаем в штатном режиме. Из-за введения нерабочих дней мы не зафиксировали ни ажиотажа, ни падения бронирований, — поделилась Юшутина.
По ее словам, еще с 2020 года отельеры потеряли возможность прогнозировать периоды повышенного или пониженного спроса. Оно и понятно — люди стали путешествовать намного осторожней. И если раньше туристы задолго бронировали отели, то теперь они могут выкупить номер за несколько дней до предполагаемой даты вылета. В этот раз тоже самое: несмотря на то, что впереди 7 нерабочих дней, никто не спешит путешествовать. Но ситуация, как говорит Александра Юшутина, может измениться буквально в конце октября.
— Возможно, сейчас в связи с тем, что впереди выходные дни, пока затишье. Но ближе к первым числам ноября может возрасти спрос на отели. Такая ситуация длится с 2020 года, поэтому сейчас нам достаточно тяжело прогнозировать входящий турпоток. У отелей ситуация очень разная. Есть те, у которых небольшой процент отмены бронирований. А в некоторых наших отелях, к сожалению, бывает такое, что нагрузка не превышает 10%. Хотя раньше конец октября считался высоким сезоном. Какой-то части выручки мы, естественно, лишимся, — высказалась исполнительный директор Ассоциации отелей.
Достаточно жестко на тему введения ограничений высказался председатель правления Машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. В разговоре с журналистом 116.RU он отметил, что было бы справедливо со стороны властей оказывать поддержку всем отраслям экономики, где сотрудники вынуждены сидеть дома. Но получается так, что общепит, например, входит в число наиболее пострадавших отраслей экономики, а машиностроение — нет. Но дома все сидят одинаково.
— Наша машиностроительная отрасль не попала в число наиболее пострадавших отраслей. Поэтому сейчас предприятия должны брать льготные кредиты под 3% годовых, влезать в долги, платить работникам зарплату, платить аренду и прочее. Но нам никто не вернет эти деньги. Мы ожидали немного других видов поддержки от властей. Хотелось бы, чтобы побольше отраслей объявили пострадавшими. Ошибочно выделять кого-то одного, когда работники всех отраслей одинаково сидят дома. Все должны получать одинаковые меры поддержки. Мы высказывали свое категорическое несогласие с введениями нерабочих дней, но теперь остается только исполнять официальные указы, — говорит Сергей Майоров.
Сейчас в Машиностроительном кластере больше 300 предприятий. И все они прорабатывают свой бюджет, чтобы понять: какие суммы придется брать в кредит, чтобы выплачивать сотрудникам зарплату за нерабочие дни. На эти сложности, как говорит председатель правления кластера, накладываются и отраслевые проблемы. Например, рост цен на черные и цветные металлы.
— За последний месяц, например, на алюминий трижды менялась цена. И при такой сложной для машиностроительной отрасли обстановке у нас еще бушует коронавирус. Одно накладывается на другое. У нас есть закон экономики: во время кризиса, а коронавирус — это кризис, цены должны идти вниз. Но у нас всё дорожает. На фоне тех проблем, которые есть сейчас в машиностроительной отрасли, еще и посадить работников по домам вообще неправильно, — объясняет свою позицию наш собеседник.
С 7 по 20 октября к бизнес-омбудсмену Татарстана поступило 594 обращения. Из них 306 — по системе применения QR-кодов. В тройку актуальных вопросов от предпринимателей также попали управление контрольно-надзорными органами и консультации по выходу на рынок электронной торговли для тех предпринимателей, которые ощутили снижение продаж из-за введения QR-кода. Такие данные предоставили в общественной приемной уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей.
На данный момент, как объяснил нам пресс-секретарь Фарида Абдулганиева Александр Андреев, задача омбудсмена — проконтролировать, чтобы бизнес получил все те меры поддержки, которые озвучил Владимир Путин 20 октября.
— Мы знаем, что они эффективные, они работают. Они в какой-то мере ситуацию разрядят. Наша задача — проконтролировать, чтобы предприниматели получили всю необходимую помощь в полном объеме. У нас работа с предпринимателями началась сразу после введения QR-кодов, с 11 октября. А сейчас, после объявления мер поддержки, поступает много обращений, — рассказал Андреев.
Но во всех этих коронавирусных ограничениях есть только один позитивный момент — бизнес уже знает, как действовать. Так считает депутат Казанской гордумы Михаил Кузнецов. На этом позитив, по его словам, заканчивается. Весь бизнес, независимо от масштабов и объемов, понесет убытки. Особенно пострадают те сферы, которые Роспотребнадзор контролирует особенно тщательно, — это ТЦ и общепит. И при этом, как отметил Кузнецов, в республике не вводят официальный локдаун. Хотя все ограничительные меры максимально на него намекают. Причина простая: правительству придется нести расходы при введении официального локдауна. А денег, по всей видимости, на это нет.
— Всем, в том числе и бизнесу, понятно, что все ограничительные мероприятия направлены на вакцинацию населения. Только после того, как мы достигнем необходимой цифры вакцинированных жителей региона, власти начнут идти на уступки. А пока мы получаем только отписки и максимально пространные ответы. Хотя есть транспортный сектор, есть очереди на вакцинацию. И мы прекрасно понимаем, что люди, которые уйдут на выходные, находятся в более высокой зоне риска, чем если бы они находились на рабочих местах. Они, конечно же, поедут отдыхать, проводить время в торговых центрах, если есть возможность, — говорит Кузнецов.
Отметим, никаких четких инструкций от властей Татарстана относительно нерабочих дней до сих пор нет. На сайте президента Рустама Минниханова официальное постановление так и не появилось. Но ранее заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева отметила: эти коронавирусные выходные стоит проводить исключительно дома. Иначе не будет никакого смысла в нерабочих днях, если местные жители будут использовать их для встреч с друзьями и путешествий. Но опять же никакого официального документа, регламентирующего какие-то ограничения на 30 октября — 7 ноября, на данный момент нет.
Источник: Сетевое издание «116.ру»