+7 (8552) 53-07-07
От коммунистов до бизнесменов: кто и почему не хочет QR-кодироваться?
От коммунистов до бизнесменов: кто и почему не хочет QR-кодироваться?
22.10.2021

Введение в Татарстане QR-кодов и обязательной вакцинации лишь усилило разделение общества на «ваксеров» и «антиваксеров»: как грибы после дождя в республике возникают всевозможные оппозиционные объединения, напоминающие властям о гражданских правах. На эту тему и поговорили корреспонденты "Вестей КАМАЗа" с челнинскими лидерами мнений – бывшими депутатами, работодателями, врачами.

ВАКСЕРЫ И АНТИВАКСЕРЫ

Одна за другой формируются в Татарстане группы и движения, так или иначе протестующие против введения обязательной вакцинации населения. За неделю, прошедшую с момента вступления в силу постановлений о QR-кодах и об обязательной вакцинации, с претензиями и предложениями в адрес регионального правительства и местного управления Роспотребнадзора успели публично выступить политические партии, депутаты городского и государственного советов, предпринимательское сообщество, подростковые творческие группы и, конечно же, многочисленные блогеры.

Беглый обзор протестных высказываний в Набережных Челнах выглядит следующим образом. Первыми на постановления премьер-министра РТ Алексея Песошина (о QR-кодах) и главного санитарного врача РТ Марины Патяшиной (об обязательной вакцинации) отреагировали коммунисты. Депутат горсовета от «Коммунистов России» Татьяна Гурьева сначала отправила требования об отмене постановлений генпрокурору РФ, а также президенту и прокурору республики, а затем организовала целое движение под названием «Сопротивление принуждению». В основном к Гурьевой присоединились активисты левого толка, что несколько обесценивает их коллективный посыл, как политически окрашенный. Правительственные директивы сопротивленцы без обиняков определили, как преступные, гражданские права – попранными, а граждан – низведенными до уровня домашнего скота.

В более сдержанном и конструктивном ключе выступил региональный лидер «Партии Роста» Олег Коробченко. В его посыле, адресованном Патяшиной, несколько тезисов: снять ответственность за наличие QR-кодов с администраций заведений и возложить ее на самих посетителей; организовать пункты бесплатного тестирования на антитела к «ковиду» и освободить от обязанности вакцинироваться их носителей – таковыми подразумеваются бессимптомно переболевшие; сделать доступным медотвод для тех, кому вакцина противопоказана, и уравнять их в правах с вакцинированными. Вместе с этим Коробченко предложил и в целом пересмотреть принцип обязательности вакцинации, как противоречащий политике страны, ранее декларированный ее президентом.

Следом за Гурьевой и Коробченко организовался и челнинский малый бизнес, сплотившийся еще на этапе первой волны «ковида» и первых ограничений в 2020-м году. Они тоже решили написать генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой отменить обязаловку, как незаконную и прекратить медицинские эксперименты над населением до тех пор, пока клинические испытания вакцины не будут окончены. Составили бизнесмены письмо и для президента РТ Рустама Минниханова, в очередной раз напомнив о своем бедственном положении и сославшись на пример Москвы, где аналогичные ограничения сократили посещаемость публичных мест до 10%. В остальном коллективное обращение повторяет посыл, изложенный в заявлении Коробченко и подкрепляется обещанием тщательно соблюдать санитарные правила и 50%-е лимиты наполняемости – ведь они, как напоминают предприниматели, в любом случае больше, чем то ничто, которое мы наблюдаем, к примеру, в транспорте.

В конце концов кампанию против обязательной вакцинации поддержала и молодежь, которую, вообще-то, никто ни к чему не обязывал – группа танцоров сняла на площади «Азатлык» клип для соцсетей, в котором отразила раскол общества на два лагеря. В их трактовке сюжет завершается победой «антиваксеров»: убежденные «ваксеры» в финале клипа отказываются от обязаловки и QR-кодов.

«В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ВАКЦИНИРОВАЛИ ПОГОЛОВНО И ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЛИ»

Дискуссии и исследования социальных настроений на тему «вынужденного принуждения» тем временем набирают обороты и в федеральном медиапространстве. Подсуетилось, к примеру, одно из ведущих российских рекрутинговых агентств SuperJob, которое все активнее заявляет о себе, как о социологической платформе и регулярно предлагает опросы населения в рамках актуальных трендов. Агентство подготовило оперативное исследование на основе мнений 1,6 тыс. трудящихся из 394 населенных пунктов всех федеральных округов. Согласно выводам социологов, 23% граждан считают, что вакцинация должна быть всеобщей, и 30% респондентов, напротив, высказались за исключительно добровольную прививочную кампанию. При этом весьма существенный процент населения желает обязательной вакцинации других людей по профессиональному признаку. Так, 16% опрошенных готовы поставить под иглу врачей, независимо от желания последних. 13% граждан хотели бы на тех же условиях защитить от инфекции всех работников сферы услуг. 10% выступили за обязательную вакцинацию учителей, 9% - за прививку для госслужащих, и так далее.

Особенно любопытным эпизодом информационного противостояния стала позиция врачей-ведущих из популярной передачи «Жить здорово» Елены Малышевой. 13 октября, то есть через два дня после объявления обязательной вакцинации в Татарстане – регионе, традиционно тестирующем на себе различные социальные нововведения, - в эфире «Первого канала» команда Малышевой прямым текстом заявила, что бессимптомные носители коронавируса в принципе не способны никого заразить. Ведущие сослались на эксперимент китайцев, поставленный непосредственно в историческом эпицентре «ковида». В Ухане китайские медики провели маcштабное исследование: сначала выявили всех бессимптомных носителей коронавируса (300 человек), затем проверили все их ежедневное окружение поголовно – родных, коллег, соседей, знакомых, - и установили, что бессимптомные носители передали им 0,0% инфекции. Народные медики с «Первого канала» четко проговорили, что прививать бессимптомных бессмысленно - просто Россия не в курсе, потому что у нас подобными исследованиями пока никто не озадачивался. Фрагменты передачи в итоге разошлись по соцсетям в виде вирусных роликов, каковых, впрочем, достаточно и без Малышевой.

На фоне сложившегося социального напряжения "Вести КАМАЗа" поинтересовались мнениями известных в Набережных Челнах спикеров: мы спросили активных участников общественных дискуссий о соответствии региональных постановлений гражданским правоотношениям, о границах полномочий государства в вопросе безопасности граждан и о том, как они, не последние в городе люди, отреагируют, если власти настоятельно рекомендуют прививать детей.

Так, собственник и главврач клиники «Авицена» Александр Павлов высказался однозначно за любые меры, которые власти сочтут полезными: в Советском Союзе прививали поголовно, и все живы. «Есть такое понятие, как «институт государства» - оно дано людям для формирования правил жизни в определенном пространстве. Само государство, регулируемое определенными законами, запрещает или создает правила жизни на некой замкнутой территории. В нашем случае государство пытается обезопасить одну часть населения в заданной конгломерации от другой части, и принимает для этого необходимые меры. Я считаю, что государственное регулирование доли вакцинированных граждан нам очень нужно. Разнообразных идей и течений в этой плоскости к настоящему времени возникло множество - некоторые из них противоречивы, некоторые не соответствуют истине. Многие люди не хотят прививаться, и я считаю это неправильным: прививаться в любом случае надо!» - считает Павлов.

Главврач «Авицены» приводит в пример эпидемию черной оспы, охватившую Москву в 1959 году: благодаря тотальной вакцинации правительству тогда удалось остановить инфекцию в пределах Москвы. Методы государства и сегодня должны быть жесткими – нужно лишь индивидуально подойти к претендентам на медотводы, но в остальном, по мнению Павлова, раз живешь в России – подчиняйся ее законам, написанным в общих интересах. «Лично я вакцинировался и привью своих детей, если для этого будут все показания. Разве меня кто-нибудь спрашивал, прививая от оспы, когда мне был год или два от роду? Или когда меня вакцинировали от туберкулеза? Думать было запрещено! Вакцинировали поголовно и, я считаю, правильно делали, поскольку думать должны специалисты. Мнение родителей не стоит брать в расчет», - безапелляционно высказался Павлов.

«ИЗ-ЗА ПОСТАНОВЛЕНИЯ НЕКОГО ВРАЧА Я ВЫНУЖДЕН И САМ ВАКЦИНИРОВАТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ СОКРАЩАТЬ ПЕРСОНАЛ»

Необоснованными и грубыми полагает действия властей Антон Явхута - гендиректор ООО РПК «ИнтерМедиаСервис», компании, которая стала одним из ведущих в республике подрядчиков муниципального благоустройства. Явхута высказался в первую очередь с позиции работодателей, которых указ Патяшиной фактически низвел до роли надзирателей.

- Введением обязательной вакцинации государство фактически расписывается в собственной беспомощности – оно не сумело довести суть и масштаб проблемы до населения. Сама по себе вакцинация - дело, наверное, благое, ведь понятно, что система здравоохранения не справляется с потоком больных. Однако принуждение людей к инъекциям карательными мерами - это, конечно, перегиб. Государство отказывает людям в способности принимать самостоятельные решения и это, наверное, неправильно. У людей есть совершенно конкретные вопросы к вакцине. Почему она до сих пор не признана ВОЗ? Каков ее состав? Принцип действия? На мой взгляд, разъяснений недостаточно, и это приводит к возмущению населения. Люди черпают информацию от друзей, знакомых, из сети, не всегда адекватную, начиная с конспирологических версий, вроде «чипирования», и заканчивая вполне разумными опасениями по поводу тестирования вакцины – достаточно ли оно, чтобы считать прививку безопасной? Как минимум государство должно было потрудиться над формированием некого шорт-листа самых острых вопросов, чтобы в понятной форме, терпеливо провести разъяснительную работу. Если правительство утверждает, что вакцина безопасна и эффективна, оно должно подтвердить этот тезис.

Обязание работодателей обеспечить определенный процент вакцинированного персонала – это перекладывание проблемы на чужие плечи. Государство не смогло вызвать доверия и договориться с населением, и теперь пытается решить вопрос моими усилиями. Я с этим категорически не согласен, как и любой адекватный работодатель. Но бизнес ко многому адаптируется, и мы, как люди законопослушные, проводим на предприятии разъяснительную работу, централизованно организовали возможность получения вакцины прямо на производстве. Мы договорились с поликлиникой, в начале ноября врачи приедут к нам, привьют всех желающих по списку. Естественно, я пойду первым – как еще мне убедить коллектив, если не личным примером? Хотя я заинтересован не столько в самой вакцине, сколько в том, чтобы бизнес продолжал функционировать. Я не являюсь ни убежденным антипрививочником, ни антиковидником, но я переболел коронавирусом еще прошлым летом, и у меня до сих пор в крови антитела. Я общаюсь с огромным количеством людей, но повторно не заболеваю. Теперь, из-за постановления некого врача, я вынужден вакцинироваться, чтобы избавить себя от необходимости сокращать персонал и сохранить эффективный коллектив, который формировался много лет. Это очень грубое воздействие на нас со стороны государства, хотя я не думаю, что все методы добровольной вакцинации им исчерпаны.

Надо понимать, что, хотя мы в очень мягкой форме проинформировали коллектив о постановлении главного санитарного врача, хотя мы объяснили, почему будем вынуждены ограничить присутствие сотрудников на рабочем месте без сохранения заработной платы, все равно весь подсознательный негатив работников выльется на нас. Людям не столь важно, что за нарушение предписаний компания будет оштрафована и рискует уйти в простой. Они честно, добросовестно выполняли свою работу, относились к руководству, как к защитнику своих интересов, а теперь чувствуют себя преданными. Выстроенное между нами доверие может быть утрачено, не говоря уж о том, что этот процесс разрушительно сказывается на работе. Ну отстраню я хороших сотрудников - кто будет работать? У меня, между прочим, есть госзаказы – кто их выполнит? Кто компенсирует мне затраты? Вопросов очень много – государство требует, угрожает, но ничего не обещает взамен.

Среди моих коллег и знакомых довольно много переболевших. Есть и те, для кого болезнь окончилась смертью, но, опять-таки, я не могу быть убежденным в том, что все эти смерти, о которых нам говорят, стали следствием именно этого заболевания. Как руководитель бизнеса, я привык все анализировать и взвешивать, но данных для однозначных выводов не хватает. Действительно ли «ковид» так серьезен, как о том говорит государство? Вызваны ли все эти смерти последствиями «ковида»? Одной официальной статистики недостаточно – не секрет, что во всем мире эта отрасль зачастую выполняет политический заказ. Многие государства пытаются манипулировать общественным мнением, пользуясь некорректными статистическими данными. Поэтому мне нужны беседы с врачами, развернутые интервью, а пока все заявления проходят как-то по вершкам. Даже через СМИ с нами разговаривают какими-то лозунгами, штампами, словно прописанными в неких методичках. Я надеюсь, большинство из нас пока еще нуждается в более подробной информации для выводов.

Что касается детей – это уже другой вопрос. Я могу рисковать своим собственным здоровьем ради работы, коллектива, еще чего-то, но к рекомендации прививать детей я отнесусь в десять раз внимательнее.

«НУЖНА ПОГОЛОВНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ АНТИТЕЛ»

 Экс-депутат челнинского горсовета и учредитель ООО «Челны-Телкомстрой» Владимир Васев подошел к теме с глобальной точки зрения и поделился мыслями о происхождении коронавируса, но в социально-бытовом контексте поддерживает обязательную вакцинацию только для целевых групп.

- Лично я вакцинировался весной, как только открылся пункт в «Омеге», ради безопасности своей семьи. Я легко переболел осенью 2020-го, но легкое заболевание практически не дает антител. По–моему, вред и побочные эффекты от прививки возможны, но из двух зол выбираешь меньшее.

Для меня очевидно, что коронавирус является бактериологическим оружием и создан искусственно, чтобы перекроить мировые экономические и политические системы. Те, кто реально владеет ресурсами, взяли курс на сокращение численности населения земного шара. Перспективная зеленая энергетика способна даже при очень рациональном потреблении обеспечить не более одного миллиарда человек. Те, кто управляет долларом, взяли курс на ликвидацию долларовой экономики - отсюда и проблемы малого бизнеса, и все эти ограничения.

Процесс запущен, и теперь руководители страны и регионов не понимают, что с этим делать. В Татарстане, например, Роспотребнадзор по согласованию с руководством республики дает абсолютно недостоверную статистику. Публикуемые цифры не стыкуются с теми, которые передаются в Москву. Почему у нас смертность в два с лишним раза превышает среднюю по стране? Потому что статистики математику не учили. На брифинге говорят, что в республике активно болеют три с лишним тысячи человек, и тут же заявляют, что занято больше шести тысяч коек. Это просто маразм! И тут же нас призывают прививаться, но почему люди должны верить в этот призыв?

 С точки зрения гражданских прав я считаю обязательную вакцинацию вполне допустимой, потому что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Но когда данные занижают десятикратно, когда Патяшина прикрывается тем, что загоняет переболевших людей с антителами на вакцинацию… Это недопустимо. Для реальной борьбы с коронавирусом необходимы тесты на содержание антител. У кого их недостаточно – тем нужна поголовная вакцинация, а если гнать всех подряд, то это пахнет геноцидом.

«ВСЕ ПРЕПАРАТЫ ПРОХОДЯТ КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1,5-2 ЛЕТ. К ВАКЦИНЕ «СПУТНИК V» УЖЕ МЕНЬШЕ ВОПРОСОВ, А ВОТ НАСЧЕТ ОСТАЛЬНЫХ…»

Председатель правления ассоциации «Машиностроительный кластер РТ» и председатель совета директоров ГК «Магнолия» Сергей Майоров считает обязательную вакцинацию мерой вынужденной, но отмечает и перегибы со стороны властей.

«Мы вышли к государству с предложением о том, чтобы QR-коды выдавали не только тем, кто сделал прививку, но и тем, кто имеет высокий уровень антител, или людям с результатом трехдневного ПЦР-теста на COVID-19. Дело в том, что 80 процентов населения болеют коронавирусом бессимптомно и имеют высокий титр антител, однако анализ крови на антитела не предусматривает выдачу кодов. Что касается требования обязательной вакцинации 80 процентов персонала на промышленных предприятиях, то оно поставило руководителей в непростую ситуацию. Ответственность возложили на директоров, но у них нет для этого законодательной базы. В нынешних реалиях рынка труда лишаться сотрудников за отказ прививаться - так себе затея. По моему мнению, за свою прививку должен отвечать сам работник. У любой вакцины есть побочные эффекты, поэтому все препараты проходят ряд клинических испытаний на протяжении полутора-двух лет. К вакцине «Спутник V» сегодня уже меньше вопросов, а вот насчет остальных возникают сомнения».

Майоров приводит в пример Индию с населением 1,3 млрд человек, где ежедневно выявляют в два раза меньше заболевших, чем в России с ее численностью населения на уровне 146 млн жителей. В этом смысле наш собеседник связывает уровень заболеваемости с дисциплиной самих граждан: россияне - безответственные. Таким же антипримером являются и США, лидирующие по числу зараженных и погибших.

По словам председателя правления ИННОКАМа, сам он переболел бессимптомно. Его супруга перенесла последствия коронавируса в апреле, но Майорова болезнь не коснулась, а через некоторое время анализ на антитела показал высокий титр. Обладая такой защитой, он не планировал прививаться, однако постановление Патяшиной вынудило. «Иду на встречу с партнерами в гостиницу – не пускают. В кафе провести встречу тоже нельзя. Поэтому пришлось привиться «Спутником Лайт», хотя мне это было незачем. Я считаю, что перед вакцинацией государство должно всех и за свой счет проверять на антитела, потому что большинство населения болеют бессимптомно».

Политика вакцинации в отношении детей, по мнению спикера, не должна отличаться от мер, предлагаемых для взрослого населения: сначала тест на антитела, и только затем – прививка.

 В заключение отметим, что как раз сегодня стало известно о начале выстраивания обратной связи регионального правительства с такой активной частью населения, как предприниматели. Минэкономики РТ запустило опрос о том, как сказывается введение QR-кодов на состоянии предприятий и насколько сложно привлечь сотрудников к вакцинации. Это позволяет рассчитывать на те ответы к самым насущным вопросам о коронавирусе и борьбе с ним, которых так ждут опрошенные нами спикеры.

Текст: Кирилл Свиридов, Антон Литвиненко, Влас Мысько

Источник: Вести КАМАЗа