+7 (8552) 53-07-07
Горизонты экономической кооперации
Горизонты экономической кооперации
23.09.2020

Машиностроительный кластер Республики Татарстан распахивает для предпринимателей региона отечественные и международные рынки. О впечатляющих достижениях по продвижению интересов предпринимательского сообщества рассказал в беседе с нашим корреспондентом Председатель Правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан, доктор делового администрирования Сергей Васильевич Майоров.

– Созданный в 2015 году, Кластер становится все более привлекательным для предпринимателей республики. В чем причина такой притягательности?

– Действительно, предприятия Кла­стера уже охватывают 110 тысяч работающих, а годовой оборот компаний – участников составляет 700 миллиардов рублей. Да и по своей географии мы уже стали и межрегиональными, и международными. Члены Кластера присутствуют уже в тринадцати субъектах Российской Федерации, а также в Германии и Турции. А почему в наши ряды охотно вступают? Наши партнеры сказали: «Вы очень профессионально занимаетесь продвижением продукции на рынки». И это правда, у нас есть проектные менеджеры. И мы продвигаем продукцию наших предпринимателей на рынки России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Когда Кластер открывает приоритетный проект, когда мы предлагаем инновации, то это гораздо серьезнее воспринимается как на федеральном уровне, так и на уровнях региональном и муниципальном. И Кластер намного легче открывает все двери, поскольку за нами нет коммерческой составляющей. В последнее время стала огорчающим обстоятельством приостановка такой поддержки предпринимателям со стороны государства, как субсидирование до половины затрат на проекты по импортозамещению. К счастью, эта практика будет возобновлена. Один из наших проектов – от компании «Алабуга – Волокно» – получил субсидирование в размере 490 миллионов рублей. А вот Группе компаний «Кориб» не повезло, и несмотря на победу в конкурсе, 247 миллионов рублей «зависли». Вот мы и работаем над тем, чтобы предприниматели нам доверяли, ведь они затратили средства, а от правительства субсидий не получили. Теперь это будет исправлено.

У нас произошел прирост количества приоритетных проектов. Их уже восемнадцать. За каждым из них закреплен проектный менеджер. Открыт, например, приоритетный проект производства нефтяного оборудования, позволяющего снизить на 30% эксплуатационные затраты. И наша задача тут донести до всех нефтяников страны и ближнего зарубежья, что такое оборудование разработано, а на его внедрение можно получить субсидирование.

– Сергей Васильевич, а как сказался на работе Кластера и его участников период пандемии?

– Во время пандемии мы не отдыхали ни одного дня. К нам потоком шли обращения членов Кластера. Мы делали все, чтобы предприятия работали. Нам говорили предприниматели: «Только у вас мы нашли поддержку.» И за это время в наши ряды даже влились пятнадцать новых участников. Ежедневно мы выпускали видеообращения, в которых отвечали на поступавшие вопросы. А собирали ответы от федеральных, региональных, муниципальных инстанций. Только на имя Председателя Правительства Российской Федерации мы подписали шестнадцать обращений. Нашим стремлением было добиться, чтобы отрасль машиностроения была признана наиболее пострадавшей. Но добились мы этого не в целом, а по отдельным суботраслям. И несколько наших предприятий получили определенные преференции.

В этом году у нас отменились все очные мероприятия. Но Правительством республики было решено, что все отложенные до сентября мероприятия все-таки будут проводиться. И мы провели 2 сентября свой ежегодный, традиционный – уже 6-ой – Международный машиностроительный форум. Он осуществлен был дистанционно, с помощью специально разработанного софта.

За время пандемии наши предприятия потеряли 20-30% своей выручки. С меньшими потерями – 10-15% – вышли компании нефтегазового машиностроения. А некоторые предприятия даже увеличили свою выручку – за счет импортозамещения.

С 1 июля мы возобновили свою деятельность по организации бизнес – миссий и отправили делегацию в Ленинградскую область. Там за четыре дня работы мы провели совещания с 28 предприятиями, встретились с губернатором области, заключили два соглашения и разработали дорожную карту, открывающую возможность реализации проектов татарстанских компаний.

– Какие еще меры предпринимает Кластер для оживления предпринимательской активности и расширения кооперации?

– Только что я вернулся из пятнадцатидневной поездки по ряду регионов России. Довелось встретиться с представителями руководства Саратовской и Ростовской областей, Крыма, Севастополя, Краснодарского края. Подписан ряд важных соглашений, установлены связи с предпринимателями. За время пандемии мы запустили и ряд проектов. К примеру, это разработанный одной из компаний Кластера прибор по дистанционному определению повышенной температуры у людей в большом потоке. Проектом заинтересовались на крупных заводах.

Важным шагом стал и запуск второй версии Национального портала субконтрактации. Сегодня в нем участвуют предприниматели из 68-и субъектов Российской Федерации. Портал охватывает все отрасли и решает проблему продвижения продукции и снижения затрат. На портале каждая зарегистрированная компания может создать свой сайт и выложить перечень услуг. А дальше работает безлюдная технология, представленная 26‑ю работами. Ваше коммерческое предложение попадает не к заказчику, а к роботу. И он из всех поступивших предложений сделает конкурентный лист, который будет предъявлен тем, кто имеет соответствующий профиль деятельности. И все. Вы скоммуницированы. Подписываете контракт и начинаете работать. Вы также можете бесплатно открыть на портале интернет – магазин, и к вам будут поступать заказы.

– А каковы успехи Кластера в развитии международной кооперации?

– Действуя в соответствии с требованиями Евразийской экономической комиссии, мы развиваем международную кооперацию через свою платформу. Тут следует пояснить, что Евразийская экономическая платформа – это наднациональный проект, который утверждается как минимум первыми вице-премьерами стран ЕАЭС. Наша зарегистрированная платформа называется: «Технология ремонта и сервисного обслуживания промышленного оборудования». И я являюсь первым председателем такой платформы. Все члены Кластера в ней участвуют. Кстати 27 сентября мы проведем совещание с представителями 17-и Евразийских платформ. Мы видим, что для машиностроительных предприятий стало трудно приобретать все импортное, к примеру, запчасти. Многое попало под санкции, что-то снято с производства. А ремонтировать оборудование надо. Вот мы и начали объединять с помощью платформы все стороны, заинтересованные в решении этой проблемы – технические вузы, промышленные предприятия. И ведем эту работу как на пространстве Российской Федерации, так и в пяти зарубежных странах. У нас два соучредителя из Беларуси и по одному из Кыргызстана и Казахстана. На основании принятого решения каждая страна закрепляет куратора от Правительства, чтобы платформа работала на территории этой страны. Мы выкладываем информацию наших участников на Национальном портале субконтрактации, и каждый партнер может поучаствовать в том или ином заказе. В основном заказы идут по нефтегазовой, нефтехимической и горнодобывающей отраслям. Среди заказчиков такие компании, как "Роснефть», «Сибур», «Татнефть», «ТАИФ», «Лукойл». И каждый получает свою выгоду.

– А как будут складываться отношения у Кластера с предпринимателями тех регионов, которые Вы посетили в недавней поездке?

– Прежде чем отправиться в эту поездку, мы приняли решение выдать от Кластера каждому субъекту Федерации Инвестиционный сертификат на двадцать миллионов рублей. В ответ нам в каждом из субъектов передают список из двух тысяч предпринимателей, которым мы зачисляем деньги на лицевые счета. Они могут принять участие в торгах. А в случае победы им списываются эти наши деньги. Такие сертификаты нами переданы правительствам Санкт-Петербурга, Ленинградской, Саратовской, Ростовской областей, Севастополя, а также лично губернатору Крыма. Через Национальный портал субконтрактации мы сотрудничаем с предприятиями 68-и субъектов Российской Федерации и 22-х стран мира. Подписано порядка четырехсот соглашений. На Национальный портал приходит по 100-150 заказов в месяц только из зарубежных стран.

– Какие планы у Кластера на ближайшую перспективу?

– Мы будем продолжать выявлять у наших компаний инновационные проекты, которые могли бы достойно конкурировать с лучшими мировыми образцами. И эти проекты нам предстоит продвигать на рынки Российской Федерации и других стран. Приходит убеждение, что кластерный подход оправдывает себя в деле осуществления консолидированных интересов татарстанских производителей нашей машиностроительной отрасли. И мы будем впредь через кооперацию продвигать инновационные проекты, рожденные в республике.

Беседу вел А. Донцов

Источник: Газета «Известия Татарстана»