Мэр автограда дал добро на работу для обувных дел мастеров, а машиностроителям посоветовал опереться на «старшего товарища Сергея Когогина».
В ТПП Набережных Челнов прошел антикризисный штаб, в ходе которого мэру города Наилю Магдееву рассказали о ситуации в своих отраслях: машиностроении, сфере услуг и медицине. Главные проблемы сегодня — невозможность работать и в то же время необходимость платить персоналу зарплату, а также аренду и налоги. Какие вопросы обсуждали в ходе встречи Сергей Майоров, Олег Коробченко, Рустам Гилязев и другие, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ЕСТЬ И ПРОБЛЕМНЫЕ РАБОТНИКИ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ВЫПЛАЧИВАТЬ ИМ ЗАРПЛАТЫ»
Город напрямую зависит от поступлений из республиканского и федерального бюджетов. С такого посыла мэра Челнов Наиля Магдеева началось заседание антикризисного штаба в Торгово-промышленной палате Набережных Челнов, прошедшее в минувшую пятницу с бизнесменами в формате «вопрос – ответ» в режиме онлайн. Напомним, что это уже не первая встреча в таком формате. Организатором и модератором мероприятий является гендиректор ТПП автограда Фарид Башаров.
Помимо 30 участников онлайн, в самой палате в конференции принимали участие 10 предпринимателей, которые пришли в ТПП. По словам градоначальника, с учетом приостановки деятельности ряда предприятий крупного, среднего и малого бизнеса властям города нужно определенное время для того, чтобы понять, на что челнинские бизнесмены смогут рассчитывать в части финансовых ресурсов и инструментов. Пока же Магдеев продолжает регулярно общаться с руководителями местных предприятий и частными предпринимателями, которые, в свою очередь, предлагают свои антикризисные меры.
На этот раз право выступить первым мэр Набережных Челнов предоставил председателю правления Машиностроительного кластера Татарстана Сергею Майорову. «Мы нацелены на то, чтобы наши предприятия по максимуму работали и не останавливались. Но только с учетом всех санитарно-эпидемиологических требований: маски, измерение температуры, антисептики и другие средства защиты», — заявил Майоров. По его словам, к ним ежедневно в большом количестве поступают обращения от членов кластера. В ассоциации все вопросы и предложения анализируют и на их основе готовят обращения в правительство. Главные проблемы машиностроителей связаны со снижением производственной нагрузки, возросшими платежами и зарплатой сотрудникам, которые сидят на карантине. Плюс есть персонал, который недозагружен. Предприятия предлагают им уйти на биржу труда. Бо́льшая часть с пониманием относится к этим предложениям, но есть и проблемные работники, которые требуют выплачивать им зарплаты, рассказал Майоров.
«Мы практически каждый день пишем обращения в адрес Мишустина по подготовке изменений. В первую очередь предложения касаются работы в антикризисных условиях. Самая большая проблема в отрасли машиностроения — это то, что она не вошла в список наиболее пострадавших», — объяснил Майоров. Он добавил, что их кластер подготовил 15 антикризисных предложений, но зачитывать их не стал, чтобы не лишать времени других. Еще одна проблема, которую обозначил спикер, была связана с КИП «Мастер», где с 17 апреля для резидентов стали действовать штрафы. «Нет ни отсрочки, ни переноса платежей. Мы обращались и к руководству республики, но ответа нет», — констатировал Майоров.
В завершение он напомнил, что после Второй мировой войны именно машиностроительная отрасль (завод Mercedes) помогла Германии восстановить ее разбитую экономику: «Нам тоже нужно выйти из кризиса, опираясь на конкретные предприятия, а уже потом подтягивать до нужного уровня все остальные. Хотелось бы, чтобы нашим машиностроителям пошли навстречу».
Выслушав представителя машиностроителей, Магдеев предложил консолидированно обратиться к руководству Татарстана. Он напомнил, что у Челнов в этом плане есть «надежный партнер и старший товарищ» — Сергей Когогин. Плюс депутаты Госдумы. «Давайте мы используем и эти инструменты. Набережные Челны — город машиностроителей, — отметил градоначальник. — Понятно, что гостиничному бизнесу, турбизнесу нужно оказывать поддержку. Но сегодня в нашей стране, я думаю, основой экономики, при всем уважении к турбизнесу, являются не они, а именно машиностроение и автомобилестроение. Все остальное — производное от этого», — отметил мэр.
Что касается КИП «Мастер», Магдеев заявил, что он лично обращался к Рустаму Минниханову. «Безусловно, будут приняты определенные меры. Для этого нужно время. Рустам Нургалиевич достаточно четко и подробно сказал, что мы ждем федеральных мер поддержки. Уже потом мы будем смотреть, какие меры можно предложить на уровне субъекта РФ. На КИП «Мастер» сейчас числится 287 предприятий, в которых задействованы более 10 тысяч рабочих. Мы понимаем, что это детище Минниханова и Когогина. В те далекие времена два руководителя смотрели за горизонт планирования и смогли принять такое стратегически правильное решение. Тогда руководство и КАМАЗа, и республики помогло создать на территории Челнов такой успешный промышленный парк. Поэтому КИП «Мастер» будем заниматься. Он у нас на повестке дня. Мы об этом знаем».
«МОЖЕТ БЫТЬ, ПОИЩЕМ ПОДДЕРЖКИ В ФОНДЕ РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ?»
После машиностроительного кластера слово дали металлургам. От их имени выступил Виктор Бутон, представляющий компанию «Кама Трейд-Татарстан». По его прогнозам, кризис по их отрасли ударит через полтора-два месяца. Сейчас магнитогорский металлургический комбинат уже сократил план на 60%. По инерции эта волна ударит по Челнам в мае или июне.
«На федеральном уровне звучит еще один пункт — системообразующие предприятия, — напомнил Бутон. — Их критерии были опубликованы. Например, в соседнем Башкортостане формируются еще свои региональные системообразующие предприятия, которые, скорее всего, попадут в программу поддержки. Хотелось бы, чтобы у нас на уровне республики этот вопрос тоже не откладывали».
Он добавил, что в тяжелой ситуации оказались и те, кто в последнее время активно вкладывал инвестиции и участвовал в подобных программах. Их главная проблема заключается в том, что в рамках этих программ они подписали соглашения о создании рабочих мест. Поэтому сейчас людей сокращать нельзя, ведь в таком случае предприятия вылетают из этих программ поддержки: «Объемы падают, заказы снижаются. Поэтому, скорее всего, такие компании будут просто сокращать зарплаты или отказываться от инвестиций. Есть региональная программа по субсидированию процентной ставки. Она уже действует четыре года. Судя по разговорам с министерством экономики, в этом году ее планируют перепрофилировать на особо пострадавшие отрасли. В итоге получается, что те, кто вкладывал, подписывал какие-то соглашения, оказываются сейчас не в очень хорошей ситуации».
Магдеев согласился, что ситуация сложная. Он предложил поискать решения проблем через фонд развития моногородов: «Да, к сожалению, оказались в такой ситуации, в которой оказались. Давайте мы вместе с вами посмотрим, может, мы, как успешный регион, как крупнейший моногород нашей страны, поищем поддержки в фонде развития моногородов? Давайте подключим к решению вопроса руководство республики. Я думаю, что это тоже важно, если руководитель субъекта РФ обратится. Готовьте документы, будем выходить, работать».
Однако, как сообщил представитель «Кама Трейд-Татарстана», он уже неделю общается с представителями ФРМ, вносит им свои предложения, но ответных движений с их стороны пока нет.
«О КАКИХ ПРОВЕРКАХ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ, КОГДА ВСЕ НАХОДЯТСЯ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ?!»
Свое несогласие со списком наиболее пострадавших предприятий страны высказал и основатель челнинского центра микрохирургии глаза «Прозрение» Рустам Гилязев. Факт того, что стоматологов в этот список включили, а другие частные клиники — нет, у него вызывает большие вопросы. Отметим, что его выступление получилось едва ли не самым объемным и эмоциональным.
«Судя по предыдущим выступлениям, красная нить одна. Я считаю, что не должно быть отдельных особо пострадавших, — начал Гилязов. — Вся область предпринимательства находится в зоне риска. Почему медицина целиком не включена в список пострадавших? Конкретно стоматологию почему-то включили. Это вызывает большие вопросы. Почему только стоматологи? Я считаю, что этот список должен быть без персонализации».
На сегодняшний день все его клиники закрыты, однако он продолжает выплачивать зарплату своим сотрудникам. По его словам, он обращался в банки за беспроцентным кредитом для зарплаты, однако получил там отказ, потому что его вида деятельности в перечне пострадавших там нет. В то же время увольнять своих сотрудников он не хочет, потому что потратил много сил для набора и обучения персонала. Сейчас у него 115 специалистов в четырех клиниках, и удержать их — большая проблема.
Вторая болевая точка, на которую указал основатель «Прозрения», — налоги. «Даже если я буду включен в данный список и смогу получить эти финансы, я не освобождаюсь от обязанности выплатить с этих сумм (подчеркну — незаработанных). Даже если долг вполовину уменьшен — это же все равно потеря. На мой взгляд, такого рода помощь не должна повторно облагаться налогом», — говорит предприниматель.
Беспокоят Гилязова и счета, которые сейчас выставляют ресурсоснабжающие предприятия. Несмотря на то что клиники сегодня простаивают, обязанность авансовых платежей никто не отменяет. «Эти вещи, которые могут погубить на корню, вызывают вопросы. Либо они должны быть отсрочены, либо отменены, — считает он. — В итоге если я даже найду деньги на зарплаты, то на авансовые платежи средства отыскать сложно. Например, на электричество мне сегодня пришел счет на 75 тысяч за один объект. Что делать? Я в большом затруднении. Предложение одно — все предпринимательство считать условно пострадавшим. А там уже человек дальше сам решает: распускает личный состав или берет кредит, содержит сотрудников. Я думаю, что ситуация через пару месяцев должна выровняться. Я как доктор считаю. Дальше все равно надо будет работать. Это социальный блок. Соответственно, люди не перестанут болеть, ресурсы бюджета будут ограничены. В любом случае, такого рода деятельность останется востребованной. Не только машиностроители будут тянуть все остальные отрасли. Социалка тоже не должна страдать».
Мэр заверил его, что он уже подготовил обращение в адрес правительства Татарстана по поводу авансовых платежей. Он надеется, что в руководстве этих компаний с пониманием отнесутся к тому, что в кризис хорошо бы погашать текущие задолженности: «О каких авансовых платежах будет идти речь, тем более когда ряд таких специфических предприятий, как ваша, уже не работает? — возмутился мэр автограда. — Что касается наиболее пострадавших медицинских услуг, я думаю, это история из серии, о чем мы говорили с Сергеем Майоровым. Необходимо обращаться, доказывать правительству РФ, руководству республики, чтобы было понимание, что не только стоматологическая служба является наиболее пострадавшей».
Пользуясь случаем, Гилязев рассказал о проблемах коллег из других частных клиник. Там, как он объяснил Магдееву, начались неоправданно строгие проверки и рейды. «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если мы совсем ничего не будем делать, то начнется вымирание. Когда специально провоцируют, пытаются поймать на каких-то мелочах, можно просто загубить отрасль и отбить у людей охоту работать. Перегиба со стороны проверяющих, надзорных органов быть не должно. Нужно создать условия, чтобы они помогали, а не мешали. Коллеги, которые работают, сталкиваются с такими „наездами“. Для них это стресс!» — негодовал Гилязев.
Магдеев напомнил, что на сегодняшний день действует соответствующие решение о запрете проведения всех проверок. Такая команда поступила в том числе и на муниципальном уровне: «Знаем, что соответствующие приказы есть для МЧС и других надзорных органов. Если такие факты имеются, дайте нам знать. Мы отреагируем. О каких проверках может идти речь, когда все находятся в такой непростой ситуации. Поэтому мораторий наложен на проведение проверок, наложение взысканий. Злоупотреблений в этой части быть не должно. Если факт есть, зовите», — сказал Магдеев.
«ПИСЬМА — ЭТО 5–10 ПРОЦЕНТОВ ОТ ТОГО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ СДЕЛАНО»
«У нас есть Борис Титов — уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей, — взял слово после медиков депутат Госсовета РТ и лидер Партии Роста в Татарстане Олег Коробченко. — Он очень хорошо к нам относится. Мы ему написали письмо по транспортникам, буквально вчера вечером направили письмо по нашим коммерческим медучреждениям. Он может донести наши пожелания до правительства. Это самый кратчайший путь. Титов — тот человек, которого слышит и Мишустин, и аппарат кабмина. Я предлагаю этим ресурсом пользоваться», — высказался депутат Госсовета РТ.
Магдееву инициатива понравилась. Учитывая доверительные отношения между Титовым и Коробченко, Магдеев поручил последнему активнее использовать этот канал связи. Однако он напомнил, что в сложившейся ситуации одних писем недостаточно: «К сожалению, не всегда действия есть у наших обращений. Пусть у вас голова не кружится от того, что вы отправили письма. Это 5–10 процентов от того, что должно быть сделано. От получения документа до получения результата — очень длинная дистанция. Я просил бы более настойчиво работать. Таких обращений сотни тысяч из разных субъектов РФ».
После Коробченко слово взяли и другие местные бизнесмены. Сперва представитель ассоциации велопроката Рустам Валеев рассказал о проблемах в сфере проката спортинвентаря и попросил Магдеева пойти навстречу в вопросе приостановлении арендных выплат.
«Большинство велопрокатов занимает муниципальную зону. Сейчас деятельность не ведется, но аренда начисляется. Мы хотели бы посоветоваться, как выйти из этого положения. Возможно ли приостановить аренду до окончания карантина?» — поинтересовался бизнесмен.
Однако ожидаемого ответа от градоначальника он не получил: «Бюджет Челнов сбалансирован с бюджетом Татарстана. Мы тоже должны понимать, насколько сможем с учетом выпадающих доходов выполнять свои обязательства по защищенным статьям. Закон сообщающихся сосудов никто не отменял. Это чистая физика. Все доходы бизнеса, включая налог на имущество граждан, — все это заложено в наших расходах. Уплата ваших налогов прямым образом влияет на обеспечение всей социально-культурной сферы. Поэтому если мы где-то даем отсрочку или каникулы по уплате местных налогов, то тогда нам необходимо понять, где мы в своих расходах муниципалитета должны расходы исключить. Зарплата учителей, работников культуры, спорта, бюджетных наших учреждений, питание в школах и детских садах. Коммунальные платежи школ, садов, домов культуры. Я иногда утрирую: мы пять раз в день детей в детских садах кормим. Мы что, теперь их должны кормить один раз в день? Это же неприемлемо. 34 800 детишек пять раз в день питаются в детских садах. Если не поступит арендная плата от малого бизнеса в городской бюджет, то мы что, должны полностью выключить городское освещение? Мы тоже этого не можем сделать. Поэтому с учетом всех тех мер, которые будут предложены, вместе подумаем, как нам минимизировать потери, которые, безусловно, будут с учетом такой ситуации».
О проблемных вопросах в сфере розничной продажи одежды рассказал владелец сети магазинов мужской одежды PRESIDENT Сергей Стробыкин. Он тоже пожаловался на то, что не попадает под программу поддержки и не знает, как теперь платить зарплату сотрудникам. «Единственный инструмент, который можно посоветовать, — это вопрос продаж через онлайн, — ответил Магдеев. — В условиях кризиса люди в первую очередь думают о первоочередных своих расходах: продукты питания, коммунальные платежи. Я думаю, что вопрос приобретения одежды, наверное, откладывается на потом».
Бизнесмен Ярослав Гользаузер отметил, что из-за большого потока информации многие не до конца знают о своих правах. Он предложил создать специализированный центр, где предприниматели смогут получать консультацию в частном порядке. Магдеев напомнил ему, что сегодня все ответы на вопросы можно получить по двум номерам горячей линии: +7(8552) 30-57-85 и +7(8552) 30-55-62. Кроме того, информацию можно найти на сайте covid.economy.gov.ru.
«БОСИКОМ ЖЕ НЕЛЬЗЯ ПО ГОРОДУ ХОДИТЬ? РАБОТАЙТЕ СПОКОЙНО»
Выступление самозанятого в сфере ремонта обуви и изготовления ключей Шухрата Ташпулатова понравилось Магдееву больше всего. Молодой человек сообщил, что единственная их проблема — запрет выходить на работу. В основном все представители этой сферы бизнеса — самозанятые, которые не могут взять на себя кредиты для зарплат. Возможности перехода на онлайн-формат у них тоже нет, контакт с клиентом в любом случае должен быть.
«Жители города часто звонят и спрашивают, когда мы откроемся. Ходить не в чем, — отметил молодой человек. — Зима закончилась, а обувь с осени не ремонтирована. Купить негде. Дети потеряли ключи, кто-то сломал. Что им делать? Наиль Гамбарович, мы не просим денег или еще что-то. Разрешите нам выйти на работу. У нас в основном мастерские маленькие. Клиенты внутрь не заходят, работаем через окошечко. Прямого контакта с людьми нет. В день приходят от 2 до 10 человек. Мы готовы принять все необходимые меры по борьбе с распространением вируса. Мы и так все работаем в перчатках и масках, потому что работа очень пыльная. Мы готовы на любые меры, только ждем разрешения работать. Мы готовы оплачивать налоги, которые необходимы для города в обязательном порядке. Много моих коллег арендуют муниципальные площади, земельные участки».
Магдеев отметил положительный настрой собеседника: «У вас не иждивенческое настроение. У вас настроение работать». Выслушав все аргументы, глава города сообщил ему, что тот может начать работу. Прямых ограничений на работу по ремонту обуви он не нашел. «Вы работаете в той сфере, которая обеспечивает жизнедеятельность города. Босиком же нельзя по городу ходить?! Считаю, что вы можете и должны работать. Работайте спокойно. Ваша гражданская позиция мне импонирует. Так держать!» — поддержал Ташпулатова мэр, напомнив ему, что не стоит забывать о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
Ташпулатов поинтересовался, будут ли какие-то разрешающие документы и что ему ответить, если специальные службы начнут задавать вопросы. «Всем, кто обращается к вам, скажите, что работать разрешил мэр города Набережные Челны. Фамилию вы знаете», — ответил мэр, добавив, что его коллеги свяжутся с молодым человеком, чтобы решить все юридические нюансы.
Обещал Магдеев решить вопрос и с разрешением для работы салона мобильной связи и ремонта техники. Индивидуальный предприниматель Александр Сорокин объяснил, что его работа строится аналогичным образом. С учетом кризиса у горожан нет возможности купить новую технику. Поэтому, учитывая, что большинство людей переходят на онлайн-платформы, в том числе и дети, работа подобных салонов очень нужна. «Исходя из практики жизни, думаю, что салоны связи могут работать. Я лично переговорю с руководством республики. Мы направим официальное письмо, чтобы попытаться решить все ситуации», — ответил Магдеев.
О серьезном спаде продаж рассказал представитель «Камской плитки» Марат Хафизов. Он заявил о желании компании поучаствовать в программе благоустройства дворов и парков. Мэр города перечислил все программы, обещал изучить вопрос. А под конец пообещал провести еще одну встречу с банками и кадровым центром, потому что через соцсети, по телефону и другие каналы связи поступает огромное количество обращений от бизнеса.