РБК Татарстан опросил представителей различных отраслей бизнеса о том, как отразится на их работе объявленный нерабочим месяц. В Торгово-промышленной палате РТ ситуацию охарактеризовали, как «очень непростую».
Сегодня президент Владимир Путин вновь обратился к населению. Он сообщил, что нерабочий период, объявленный с 28 марта по 5 апреля, из-за распространения эпидемии коронавируса будет продлен до 30 апреля. При этом работникам должна быть сохранена заработная плата. Сроки могут быть скорректированы, исходя из эпидемической ситуации в стране.
Главы регионов получили дополнительные полномочия. До конца недели они должны определить набор профилактических мер, учитывая особенности экономики субъекта и ситуации с коронавирусом в регионе. Помимо этого, субъекты могут самостоятельно принимать решение, какие организации могут остановить деятельность, а какие продлить, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности.
«Нужен детальный анализ. Но уже сейчас понятно, что ситуация будет очень непростая. Но специфика занятий бизнесом предполагает, что в сложившейся тяжелой ситуации, нужно искать выход», – сказал в беседе с РБК Татарстан председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.
По его словам, в наиболее тяжелой ситуации оказались гостиничная, ресторанная, туристическая отрасли, сфера образовательных услуг, а также отдельные репетиторы и самозанятые в целом. Агеев отметил, что сейчас актуальность приобретают меры социальной поддержки, в том числе отсрочка платежей по ипотеке, выплаты на детей, маткапитал и другие. Также он отметил, что в республике остановлены далеко не все производства.
Рестораторы и доставка
«Думаю, можно говорить о том, что 30% ресторанов точно не смогут вернуться к работе. При это мы не видим действенной поддержки, а только отсрочки. Затраты даже небольшого кафе на возобновление деятельности составят не менее 500 тыс. рублей. А уже сейчас накоплены долги. И где найти деньги через месяц, никто не понимает. Накоплений у бизнеса нет», – сказала исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Галина Шарафутдинова.
Председатель правления ассоциации Зуфар Гаязов отметил, что у ресторанов нет выбора, кроме как работать на доставку, которая осталась единственным источником дохода. При этом он признал, что эта деятельность не позволяет собрать даже 10% обычной выручки заведения.
«Многое зависит от финансового состояния населения. Если люди не смогут заказывать блюда, то развития не будет. На встрече с президентом РТ мы уже обсуждали вопросы доставки. Важно, чтобы, помимо таких агрегаторов-монополистов как «Янднекс. Еда» и «Деливери», появился свой республиканский портал. Мы бы хотели, чтобы Татарстан стал пилотным регионом. И нашей ассоциации помогли открыть интернет-портал, который будет заниматься этим вопросом. Подразумевается, что здесь будет нулевая комиссия. Мы сможем размесить все предприятия общественного питания нашей республики и дать скидку для наших жителей. Это привлечет к порталу клиентов», – сказал Гаязов.
Отельеры и пустые отели
По словам председателя Ассоциации отельеров Казани Гульнары Сафиной, в некоторых гостиницах Казани есть небольшое количество постояльцев, но большинство из них сейчас пустуют. Она не исключает, что из отрасли могут уйти почти все игроки, так как запас прочности у них невысок.
«У нас невысокая маржинальность, и нет «жирка». Получаемые средства идут на налоги, которые никто не отменял, коммунальные платежи и зарплаты сотрудникам. Кого могли, мы отправили в плановые отпуска, а теперь, когда карантин продлили еще на месяц, не знаем, что делать», – сказала Сафина.
Она добавила, что у предпринимателей возникли трудности с получением кредитов в банках, которые планировалось взять на выплату зарплат сотрудникам.
Грузоперевозчики и дорогие детали
По мнению главы комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам при ТПП РТ Сергея Сотникова, рынок грузоперевозок будет сворачиваться. В зоне риска сейчас находятся все компании, особенно те, у которых более 30% транспорта приобретено в кредит, а также компании с нестабильными заказами. Товаропоток упадет еще сильнее, чем сейчас, и заказов станет ее меньше, отметил эксперт.
«Мы не можем придумать себе грузы. Нужны срочные меры поддержки для отрасли, дешевые кредиты», – считает Сотников.
По его словам, отмена налога за систему «Платон» окажет небольшой, но положительный эффект, при условии, что его отменят более, чем на год. Сотников считает, что надо также пересматривать НДС, которым облагаются грузоперевозки. Остро, по словам эксперта, стоит вопрос и с импортозамещением запчастей для техники, так как из-за волатильности курса валют, они скоро станут непозволительно дорогими для владельцев грузовых машин.
Сотников уверен, что если отрасли не будет оказана помощь, то транспортные компании начнут экономить, и это, в первую очередь, коснется технического состояния грузовиков, квалификаций водителей и безопасности перевозок, в целом.
Машиностроители и сокращения
Председатель Правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров отметил, что решение продлить нерабочий период было ожидаемым.
«Вводить изоляцию на неделю, когда эпидемия только нарастает, нет смысла. С другой стороны, уже появились регламентирующие документы, появились списки предприятий, которые могут работать, справки, которые дают работодатели. Регламенты есть и предприятия работают», – сказал Майоров.
Он отметил, важно, что каждый регион получил достаточно широкие полномочия. «В Татарстане не так много зараженных людей. Думаю, что, по мере наблюдения за ситуацией, республика примет решение о расширении допуска сотрудников на предприятия. Нужно наполнять бюджет, а людям нужно зарабатывать.
Но остался вопрос, который и был. Владимир Путин сказал о том, что должно быть сохранение зарплат. Но не обозначил источники. А месяц это уже серьезный срок. Но ответов, откуда брать деньги, пока нет», – сказал Майоров.
Он считает, что бизнесу необходимо будет проводить сокращения, а для выхода на первоначальный оборот понадобится время. «Всех сотрудников обеспечить работой через месяц будет крайне непросто. Здесь ведь не только влияние коронавируса, но и падение цены на нефть, падение курса рубля», – сказал Майоров.
Источник: РБК