+7 (8552) 53-07-07
Бизнес-тренер Олег Бусыгин: «Успех бизнеса определяет жизненный сценарий руководителя»
Бизнес-тренер Олег Бусыгин: «Успех бизнеса определяет жизненный сценарий руководителя»
08.11.2019

На деловой обед для первых лиц в Челны приехал знаменитый психолог, бизнес-тренер Олег Бусыгин. Он рассказал, почему одни люди могут открыть и вести успешный бизнес, а другие – нет.

Деловой обед-тренинг № 174 «Сценарное программирование успеха в бизнесе для ТОП-менеджмента» прошел в Набережных Челнах в субботу, второго ноября, в уютном ресторане «Икра». Газета «Вечерние Челны» стала информационным партнером мероприятия.

В неформальной обстановке консультант по управлению, психолог, генеральный директор московской компании  «Intake-Consult»  Олег Бусыгин  общался представителями бизнес-сообщества Челнов.

Новый проект

Открыли мероприятие напутственными словами родоначальники челнинских «деловых обедов» председатель правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров и генеральный директор компании «Инжиниринг+» Павел Евдокимов.

— Мы решили реализовать новый проект «Набережные Челны – центр бизнес-образования России, чтобы предприниматели города могли насладиться общением с интересными людьми, друг с другом. С нами сегодня представители самой большой в Европе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и наш главный гость – бизнес-тренер Олег Бусыгин, — сказал Сергей Майоров. – Мы собрали предпринимателей нашего города для того, чтобы они могли получить те конкурентоспособные знания, которые помогут им успешно вести бизнес не только в России, но и за рубежом.

Павел Евдокимов напомнил правила «деловых обедов»: «Обращаемся друг к другу по имени, не стесняемся задавать вопросы. Никакой рекламы своего бизнеса и продукции».

Формируется в детстве

Бизнес-тренер Олег Бусыгин предложил челнинским бизнесменам выбрать из четырех две темы для обсуждения. Голосованием было решено остановиться на «Ключевых факторах эффективности бизнеса» и «Формировании собственником его организационного сценария». По просьбе присутствующих, спикер более подробно остановился на понятии «жизненного сценария».

— Поскольку я занимаюсь психологией, а не только бизнес-консультированием, я все-таки решил объединить то, что делают психологи, и то, что делают бизнес-консультанты, — пояснил Олег Бусыгин. — В психологии существует понятие «жизненного сценария». Что это такое? По сути, это то, как вы проживаете свою жизнь. Автор этой теории Клод Штайнер — немецкий психолог, который разработал концепцию жизненных сценариев. Смысл этой теории заключается в том, что в раннем детском возрасте у каждого из нас формируется не только психологический базис, который предопределяет то, как мы проживем свою жизнь, но и формируются так называемые «позиции», которые формируют наш жизненный сценарий.

Живем по сценарию

Бизнес-тренер рассказал, что есть три жизненных сценария: выигрышный, проигрышный и банальный. Соответственно, есть предприятия и организации с такими сценариями. По какому пути они будут развиваться, зависит от собственника компании.

— Именно личность руководителя предопределяет, каким будет бизнес: успешным или нет.  А в основе лежит психологический базис самого собственника – это то, что формируется в человеке еще в раннем детском возрасте: у девочек до пяти лет формируется базис, у мальчиков – до семи лет.  Это неизменные параметры. То есть то, что мы из себя представляем как личность, сформировано именно в этом возрасте, и что-либо изменить, когда нам уже 30-40-50 лет, очень сложно, — продолжил психолог. – Этот базис можно скорректировать, но без специалистов будет трудно обойтись. —  Есть еще очень важная вещь — референсы – это качества, которые предопределяют или определяют, каким образом человек судит о причинах своего успеха либо неуспеха.

Почему нет продаж?

Как подчеркнул Олег Бусыгин, референс может быть внешний, когда человек ссылается на внешние факторы. Например, человека спрашивают: «Почему у вас нет продаж?» Он отвечает: «Рынок в кризисе, клиент сложный, персонал слабый» и так далее». Или: «Почему вы три раза были женаты и сейчас четвертый раз разводитесь?» «Все жены (или мужья) плохие».  Это внешняя референция. Персонажи с внешней референцией – это люди, у которых все всегда хорошо, а другие всегда виноваты. Они не умеют анализировать собственные ошибки, и маловероятно, что будут успешными в бизнесе.

Но есть другая категория –  люди с внутренней референцией, которые ссылаются на внутренние факторы, то есть на самих себя. На вопрос, почему нет продаж, он ответит по-другому: «Нам необходимо скорректировать подход, систему мотивации сотрудников. То, что мы сегодня делаем, не работает».  Такие люди более успешны в бизнесе.

— Человек с внешней референцией: всегда кто-то виноват, человек с внутренней референцией – я отвечаю за свои результаты. Я хочу вас сразу немножко здесь успокоить, если вы разволновались, хотя это незаметно, что, на самом деле, людей с чистым типом внешним или внутренним не существует – все люди обладают смешанным типом референций. Но все же хотел бы обратить ваше внимание на то, что нужно развивать  внутренний тип референций – так вы достигнете еще более весомых результатов в бизнесе и в жизни вообще, — объяснил спикер. – И при подборе персонала сможете использовать сильные и слабые стороны людей, которые приходят к вам на работу.  

Ставьте большие цели

Также Олег Бусыгин объяснил на «деловом обеде», что без психологии собрать команду профессионалов-сотрудников не получится.

Есть люди, которые четко ориентированы на процесс, а есть люди, которые четко ориентированы на результат. Так называемые «процессники» и «результатники». Такие работники принципиально отличаются друг от друга, и руководитель компании должен это понимать, учитывать их сильные и слабые стороны, — поделился спикер. – Как выглядит человек, ориентированный на результат?  Он очень не любит регламенты, правила, инструкции. Человек, ориентированный на результат, рассуждает так: цель оправдывает средства, победителей не судят и так далее.  Он, скорее, лидер, чем менеджер. В чем разница? Менеджеры поступают по правилам, а лидеры делают правильные вещи. Вы видите разницу? То есть иногда правильные вещи не делаются по правилам.

Олег Бусыгин рекомендовал челнинским бизнесменам не загонять в жесткие рамки сотрудников-«результатников», дать им большую свободу действий, тогда результат превзойдет все ожидания.

По ситуации

— Что касается «процессников», у них есть одна общая беда – они не всегда понимают, зачем они делают то, что им поручают. То есть они не видят явный образ результата, они просто выполняют работу, которую им поручили, но делают это очень качественно, — подчеркнул эксперт. —  Я хочу сказать, что «процессники» нужны в любой организации. На них можно положиться только при условии постановки точных задач. Перспективу они не увидят, но работу они выполнят досконально. Учитывайте, что есть люди, ориентированные на выполнение процедур, а есть люди, ориентированные на поиск возможностей. Первые – это те, кто «дайте мне инструкцию, я сейчас все сделаю»; вторые – «это по ситуации, все по ситуации». При этом они предложат гениальные идеи, которые продвинут бизнес вперед.  

Мотивируйте себя и сотрудников

Олег Бусыгин также дал совет предпринимателям учитывать типы трудовой мотивации сотрудников. Эту модель предложил профессор Владимир Герчиков. Есть четыре базовых типа мотивации:

Инструментальный тип — сама работа не является для такого работника сколько-нибудь значимой ценностью и рассматривается только как источник заработка и других благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Для него лучший стимул – премии в денежном выражении.  

Профессиональный тип — работник этого типа ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя и доказать (не только окружающим, но и себе), что он может справиться с трудным заданием, которое не каждому посильно. Эти работники предпочитают самостоятельность в работе и отличаются развитым профессиональным достоинством, которое ни в коем случае нельзя ущемлять.  

Патриотический тип — его интересует участие в реализации общего, очень важного для организации дела. Сотрудникам свойственна убежденность в своей нужности для организации, они отличаются готовностью взвалить на себя дополнительную ответственность ради достижения результатов общего дела. Для них важно общественное признание участия в общих достижениях.

Хозяйский тип — выражается в добровольном принятии работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Сотрудник с таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни дополнительных указаний, ни постоянного контроля. Он самый эффективный в смысле соотношения затрат и результатов. Но хозяином очень трудно управлять — он суверенен и не потерпит приказаний или наказаний Этот тип мотивации характерен, прежде всего, для людей, занятых предпринимательской деятельностью.  

На все 100% Олег Бусыгин предупредил, что бизнесмену нужно начинать не с сотрудников, а именно с  себя, научиться самопрограммированию на успех: «Если вы четко знаете, чего хотите, это значит, что вы уже, как минимум, 30% этой цели достигли, потому что вы запускаете свой мозг и свое бессознательное движение на достижение этой цели. Не бойтесь своих желаний, пусть они будут самыми большими, тогда они реализуются на все 100%». 

Наталья ГАЛИЕВА
 

Источник. Вечерние Челны