+7 (8552) 53-07-07
«ПЛАТОН» В ЧЕЛНАХ: «КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ»
«ПЛАТОН» В ЧЕЛНАХ: «КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ»
03.12.2015

Система «Платон» дает сбой, утверждают грузоперевозчики. А вот сами инициаторы и исполнители проекта уверены, что все идет по плану.

Где же вы, бортовые устройства?

Многие перевозчики жалуются на то, что сайт «Платона» перегружен, и получить маршрутную карту порой невозможно. А бортовые устройства, по их словам, перестали выдавать по причине изначально ограниченного предложения. Эксперты подтверждают, что вместо 2 миллионов выпустили только 200 тысяч приборов спецнавигации.

- О какой поддержке малого и среднего бизнеса может идти речь? – возмущается водитель-дальнобойщик Игорь. – Изначально бортовые устройства выдавали только крупным перевозчикам с числом машин от 50 и выше. Ну, еще крупных ритейлеров не забыли. Тех, у кого есть свой автопарк. Только потому, что они снабжают население продуктами питания. А тем, у кого до десяти машин – нате вам, пожалуйста, маршрутные карты.

Мучайся малый и средний бизнес!

Некоторые перевозчики говорят, что за 70 тыс. рублей можно приобрести аналогичную «Платону» программу. Всего же в Челнах для членов ассоциации выдали около ста бортовых приборов. А ведь уже конец ноября. А в середине этого месяца плату с большегрузов начали взимать, как впрочем, и штрафовать перевозчиков тоже.

И может, стоило бы запастись терпением? И пусть себе грузовые автомобили простаивают. Как экономика. Или все-таки нет?


Сайт «стоит», а штрафы «тикают»

Начнем с того, что объяснить причину загруженности сайта «Платон» можно. Ведь если верить статистике, в России насчитывается почти два миллиона грузовиков, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 тонн. Неготовность системы к такому количеству посетителей можно исправить. Но снова: время идет, бизнес простаивает.

В первых числах этого месяца появилась обнадеживающая новость. Якобы штрафы за неоплаченный проезд с большегрузов по федеральным трассам с 15 ноября будут брать только в Московской области. А на территории остальной России - с мая 2016 года.

Тем временем, эксперты утверждают, что сказать-то об этом сказали, но только в законодательные акты поправки не внесли.

- Где такая информация есть? Я ее видел дважды. Сначала она появилась на портале «Росавтодора». Второй раз - на сайте Министерства транспорта РФ. Но информация провисела там не более трех дней. Затем с официальных сайтов ее удалили, - прокомментировал член некоммерческого партнерства «Логистика и Автоперевозки Татарстана» Евгений Соколов.


«Грузозаказчиков и грузоотправителей дезинформируют»

Также он напомнил, что ответственность грузоперевозчиков регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях.

- Статья 12.21.3 этого Кодекса, как вступила в силу с 15 ноября текущего года, так до сих пор действует в ее первоначальной редакции. Ее никто не отменял и не изменял, также как и иные нормативные акты, регулирующие взимание платы. Поэтому, какие бы то ни было заявления любых лиц - уполномоченных, не уполномоченных - до тех пор, пока не вступят в силу изменения в законодательные акты РФ, будут являться размышлениями, заметками и прочими сведениями, которые могут быть выложены или напечатаны в любых СМИ. Но считаться они будут лишь поводом для обсуждения и, в большей степени, дезинформирования всего бизнес-сообщества, как грузовладельцев, товаропроизводителей, так и перевозчиков, - утверждает Соколов.

Он считает, что с одной стороны грузоперевозчиков подобные публикации «толкают» на нарушение Закона, наказание за которое столь существенно, что многих из них может привести к быстрому банкротству. А с другой, основываясь на заявлениях первых лиц Минтранспорта РФ, грузозаказчики полагают, что перевозчик не должен платить за проезд по всем дорогам, кроме как по Московской области. И, соответственно, не подтверждают возмещение дополнительных расходов перевозчиков, возникших в результате внесения платы.

- Но это абсолютно неверно. Потому что, еще раз подчеркну, по состоянию на сегодняшний день никто законодательные акты не отменял и не изменял, а значит вносить плату необходимо за проезд по всем федеральным дорогам на всей территории Российской Федерации - подчеркнул Соколов.

Напомним, что в настоящее время штрафы за неоплату проезда установлены на уровне 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн. рублей - за повторное для юридических лиц. Для индивидуальных предпринимателей штраф составит 40 тыс. рублей. За повторное нарушение - 50 тыс. рублей.

Когда же большегрузу можно будет выехать на федеральную трассу?

Также Соколов объяснил, как грузоперевозчику необходимо вносить плату за проезд, прежде чем начать движение по федеральной дороге.

- До начала движения по федеральной дороге действует авансовая система взимания платы. Можно использовать бортовое устройство, которое выдается оператором на безвозмездной основе. Если же его не было в наличии, или устройство не выдали владельцу транспортного средства по его просьбе, заявлению, то тогда нужно оформлять маршрутную карту, - отмечает Соколов.

Перед этим необходимо зарегистрироваться в системе оператора «Платон».

- И зарегистрировать там транспортное средство, которое за ним числится. Будет открыт лицевой счет, - добавляет он.

Затем необходимо внести денежные средства на свой лицевой счет в системе оператора.

- После этого, если есть бортовое устройство, в любом непринужденном порядке можно двигаться по федеральной дороге. Списание с его счета будет производиться автоматически, - поясняет член «Автоперевозок Татарстана».

Но не забываем, что у перевозчика может и не быть бортового устройства. Так вот, если вам оно все-таки не было выдано…

- А оно большему числу перевозчиков сейчас не выдано, - отмечает Соколов.

В этом случае нужно на сайте, в личном кабинете, перед каждой поездкой оформлять маршрутную карту. И дожидаться, когда же она будет активирована, а деньги спишут с лицевого счета плательщика.

- И только после этого можно будет выехать на федеральную трассу. И без разницы, будет это один километр или тысяча. Нельзя выехать на федеральную трассу не уплатив денежные средства, - подытожил он.

Источник из центра обслуживания «Платон» подтвердил корреспонденту Business16, что при любом выезде на федеральную трассу на основании федерального Закона нужно вносить плату.

- Маршрутную карту можно оформить, как через терминал нашего офиса, так и на сайте в личном кабинете, - поясняет он.

В случае, если плательщик еще не зарегистрирован в системе, то он может оформить разовую маршрутную карту на сайте «Платон».

- Там можно произвести оплату при помощи банковской карты. Размер платежа в зависимости от вашего километража автоматом выйдет в самой системе, - поясняет он.

«Страна таким образом становится неконкурентоспособной»

Предприниматели высказываются настороженно относительно нововведения. Например, председатель ассоциации машиностроительного кластера Сергей Майоров приводит несколько аргументов на тему, почему данная система негативно отразится на экономическом развитии региона.

Во-первых, как и многие другие эксперты, он говорит, что нововведение увеличит конечную стоимость продукции, «поскольку себестоимость любого продукта включает в себя, в том числе и транспортный тариф».

- Если рост этих тарифов компенсируется снижением чего-то другого, то это не будет так страшно. Но это дополнительная нагрузка опять на себестоимость каждого изделия. А это снова перекладывается на плечи, как предприятий, так и потребителей, - комментирует он.

Председатель Ассоциации считает, что постоянные повышения могут в долгосрочной перспективе негативно сказаться на конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке.

- В целом, у нас в государстве с транспортными тарифами итак все складывается не лучшим образом. Особенно при прежнем курсе доллара и евро, было выгоднее возить за границу. У нас энергетика уже настолько дорогая, что даже в Китае, Америке, да и Европе она дешевле. Страна же, таким образом, становится неконкурентоспособной, - отстаивает свою позицию Майоров.

Он считает, что прежде чем идти «на какие-то повышения», надо провести глубокий анализ, изучить, а из чего складываются данные тарифы.

- Иногда в них заложена очень высокая зарплата сотрудников, которые эти затраты и формируют. Я считаю, что в тарифы не может быть включена выше средней по конкретному региону РФ зарплата. Может, кто-то и живет за счет этого очень хорошо. Но ведь кто-то из-за этого не может дальше развиваться, - утверждает он. - Я считаю, что наше машиностроение не может сегодня развиваться из-за действующих тарифов в том числе. Из-за высоких процентных ставок. Из-за того, что действующая кредитная система не стимулирует и не способствует модернизации, реконструкции предприятий, чтобы довести их до мирового уровня.

По мнению Майорова, важно, чтобы экономическая модель России была развивающей, а не разрушающей фискальной.

«…Судить не нам…»

Что бы ни говорили предприниматели, на ум приходит только слова Ивана Крылова, «кто виноват из них, кто прав - судить не нам. Да только воз и ныне там».

Среди предпринимателей бытует мнение, что чиновники «наиграются» и все вернется на круги своя.

Система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в счет причиняемого ими вреда федеральным дорогам заработала 15 ноября. Тариф для большегрузов составляет 1,53 рубля за километр пути. Однако с 1 марта 2016 и до конца 2018 года он будет повышен до 3,06 рубля за километр.

- Тариф для большегрузов должен быть до одного рубля. 97 копеек - и на этом закончить разговоры. И штрафы должны быть уменьшены до 10 тыс. рублей, - комментирует президент логистической ассоциации Татарстана Леонид Штейнберг. - Мое предложение поддерживают и депутаты, и перевозчики. Надо, чтобы нас Министерство (Министерство транспорта РФ – прим. ред.) услышало. Мы же не против возмещать ущерб, наносимый дорожному покрытию. Мы против того, чтобы отрасль такими тарифами и штрафами убивали.

Депутаты Госдумы поддерживают снижение штрафов до 5-10 тыс. рублей для всех участников системы. Как бы там ни было, «Платону» еще предстоит себя защищать. А вот перевозчики уже почти полмесяца протестуют разными законными и незаконными способами.

- Я против митингов. Я против этих шествий. Но нас же не хотят слышать. Поэтому и толкают людей на такие неординарные решения, - комментирует Штейнберг.

Напомним, с 11 ноября водители большегрузных автомобилей начали проводить массовые акции против введения в действие системы «Платон». К забастовкам присоединились водители и владельцы транспорта массой свыше 12 тонн из Подмосковья, Новосибирской, Ульяновской, Волгоградской областей, Красноярского и Краснодарского краев, республики Карелия и других регионов. Через девять дней «Росавтодор» сообщил о подготовке официального запроса в МВД России «для проверки организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи федеральных дорог».

Ссылка на источник: http://business16.ru/obshchestvo/item/24101-platon-v-chelnakh-kogda-v-tovarishchakh-soglasya-net.html