+7 (8552) 53-07-07
Татарстан рассчитывает реанимировать станкостроение за счет Китая
Татарстан рассчитывает реанимировать станкостроение за счет Китая
09.10.2017

Татарстан рассчитывает привлечь на свои площадки с налоговыми льготами производителя станков из Китая. Сейчас станкостроение в регионе не развито. Для республики, где одной из ведущих отраслей экономики является машиностроение, это существенный пробел.

Станкостроение в Татарстане

Председатель Правления Ассоциации «Машиностроительный кластер РТ» Сергей Майоров в беседе с Inkazan назвал станкостроение «не самой сильной отраслью» экономики. По его словам, только одна компания подошла к выпуску станков – ООО «Бетар», но поштучно. Сейчас оно выпускает приборы учета. Серийного производства в регионе нет. «У нас есть большие надежды, что на базе этой компании можно развивать станкостроение в Татарстане», - сказал Майоров.

В настоящее время, по его словам, у Татарстана подписан протокол с «одной из китайских корпораций (название он предпочел не называть). Однако пока он находится не в активной фазе. Китайцы уже озвучили параметры для площадки под производство. «Они у нас пропадали в прошлом году. В этом мы провели еще 2 встречи. Но, честно говоря, дальше этого дело не идет», - рассказал Майоров.

После заседания российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области промышленности, которое прошло в Казани 14 сентября под председательством главы федерального минпромторга Дениса Мантурова, татарстанские машиностроители попытались ускорить процесс. Как пояснил Майоров, в столицу РТ приехали много «правильных людей, который либо готовят, либо принимают решения». «Вчера по их просьбе мы переслали им протокол, и они сказали, что если с этой китайской корпорацией что-то не получит, то они найдут тех, кого мы заинтересуем. Но дальше этого ничего не пошло», - сказал Майоров.

Он добавил, что китайцы не принимают быстрых решений. Татарстан получил и ответил на запрос от КНР по площадкам, где инвесторам предоставляют налоговые преференции: ОЭЗ «Алабуга», ТОСЭР в Набережных Челнах.

«Мы ждем контактов от китайской стороны, потому что какая-то компания, действительно, хочет открыть станкостроительное производство в России. Наша задача, чтобы они оказались в Татарстане», - сказал Майоров.

Одной из ведущих отраслей экономики Татарстана, отметил глава ассоциации, является машиностроение. Станочный парк нужно обновлять ежегодно. В противном случае, производства будут неконкурентными. Станки приходится закупать за пределами региона. Ближе всего находится совместный с немецкой DMG MORI завод – в Ульяновске. По словам Майорова, сейчас он «набирает обороты». Некоторые татарстанские предприятия, по его словам, начинают закупать его продукцию: пятикоординатные фрезерные станки, и станки с ЧПУ. «Много, конечно, закупается импортных станков», - сказал Майоров.

Для предприятий действуют государственные лизинговые программы, которые стимулируют предприятия покупать российскую продукцию. Однако республике было бы, говорит Майоров, выгодно развернуть собственные производства, создав новые рабочие места и новые источники налоговых поступлений в бюджет.

«Наши предприятия с удовольствием покупали бы татарские станки. Чем ближе сервисное обслуживание, тем охотнее машиностроители приобретают продукцию именно этого производителя. Машины очень сложные –требуют постоянного сервиса», - сказал Майоров.

Машиностроение в Татарстане

По итогам 2016 года, ВРП Татарстана превысил 1,9 трлн рублей. На общеэкономическую динамику позитивное влияние оказали промышленность, которая занимает в структуре экономики более 42%, сельское хозяйство, строительство. В производстве машин и оборудования наметилась отрицательная динамика – минус 2,5%. Однако удельный вес машиностроения в промышленность за год увеличился на 1 процентный пункт до 21,2%. Продукции отгрузили на 415,9 млрд рублей.

Машиностроительный кластер включает в себя 3 субкластера: автомобиле-, судо- и авиастроение.

Ключевыми участниками первого являются - группа "КАМАЗ"; Ford Sollers (ООО "Форд Соллерс Елабуга", ООО "Форд Соллерс Холдинг", ОАО "ПО ЕлАЗ", предприятия-производители автокомпонентов.

Судостроение представлено в РТ ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро", ОАО "Зеленодольский завод имени А.М.Горького", ОАО "Зеленодольское предприятие "ЭРА", ОАО "Казанский электротехнический завод", ОАО "Казанский оптико-механический завод", ОАО "НПО "Радиоэлектроника" имени В.И.Шимко". В регионе ведется строительство многоцелевых малых боевых кораблей, скоростных пассажирских судов, нефтеналивных судов класса "река-море", инновационных кораблей и судов с нетрадиционной формой корпуса (аквапланы, тримараны), плюс - участие в программе арктического кораблестроения.

Авиастроением занимаются КАО "Специальная авиация" (объединение ОАО "Туполев" и ОАО "КАПО им. С.П.Горбунова"), авиационный технопарк КАПО, завод "КАПО-Композит", инженерно-технический центр на базе КАПО им. С.П.Горбунова и казанского филиала КБ "Туполев", межрегиональный центр инжиниринга "КАИ-Лазер", Казанский вертолетный завод, ОКБ им. М.П.Симонова, ООО "Фирма "МВЭН", Казанский завод "Электроприбор", "Холдинговая компания "Ак Барс" (продукция авиационного и специального назначения, изделия для самолетов, вертолетов и авиационных двигателей), Казанский завод беспилотных летательных аппаратов ЗАО "Эникс", ОАО "Радиоприбор" (бортовая радиоэлектронная аппаратура для авиации военного и гражданского назначения) и ОАО "Альметьевский завод "Радиоприбор", ОАО "НПО "Радиоэлектроника" имени В.И.Шимко" (системы опознавания для самолетов и кораблей).

Согласно тексту стратегии экономического развития РТ до 2030 года, инвестиции в машиностроение должны увеличиться до 188 млрд рублей, а количество занятых в отрасли людей – до 189 тысяч. В 2013 году, когда разрабатывали стратегию, эти показатели были 35 млрд рублей и 9,1 тысяч человек.

Ситуация в России

По данным программы «Бизнес вектор», в 2016 году российские предприятия закупили более 17 тысяч новых станков. Но потребность – еще больше. В 2017 году Россия закупит станков на 62 млрд рублей, из них 53 млрд получат иностранные производители. Однако, сообщает «Бизнес вектор», продажи отечественной продукции постепенно растут, увеличившись с 2015 года на 20%. На рынке РФ работают 56 компаний, производящих станки. Драйвером является оборонно-промышленный комплекс. В прошлом, до 2013-2014 годов, сообщил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, Россия вывозила из Италии и Германии до 6 тысяч станков. Сейчас импорт сократился до 3 тысяч.

«После того, как ввели санкции, станкостроение растет у нас по 12% в год», - сказал Катырин.

Станкостроение в Татарстане: нереализованные планы

Разговоры о развитии станкостроения продолжаются в Татарстане на протяжении последних лет 5. В 2011 году был анонсирован проект создания совместного с неким заводом с «мировым именем» сборочного производства. Через год в правительстве региона заговорили о создании станкостроительного кластера. Это произошло после того, как делегации региона посетила в Чехии завод TOS Kurim, который выпускает станки для автопрома.

«Во времена Советского Союза Чехословакия поставляла большое количество оборудования для машиностроительных предприятий. Сегодня у нас в республике есть большая потребность в обновлении оборудования. Также мы рассматриваем варианты организации предприятий по станкостроению, в Чехии мы посетили станкостроительное предприятие TOS Kurim», - сказал тогдашний глава минпромторга РТ Равиль Зарипов.

В 2012 году Артем Здунов, тогда заместитель министр экономики РТ, рассказал на заседании в кабмине, что станки в прошлом выпускали на «Камазе», на заводе им. Серго, действовал ремонтно-инструментальный завод и центры на КАПО и КМПО. Тогда он сообщил, что Татарстан является крупнейшим потребителей станков. Здунов сообщил, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал инициативу глава РТ Рустама Минниханова наладить в регионе их производство. По словам Здунова, Татарстан разрабатывает «дорожную карту».

В 2013 году «Российская газета» сообщила о подписании соглашения по созданию такого кластера. Помимо Татарстана, производства должны были открыться Ростовской, Ульяновской и Свердловской областях. Однако, судя по новостной повестке последующих лет, соглашение осталось только на бумаге.

В 2014 году республиканские СМИ опубликовали несколько сообщений о запуске небольших станкостроительных производств. Например, некая компания Trace magic заявила о выпуске станков с числовым программным управлением для уроков труда в школах.

В 2016 году Майоров рассказал, что татарстанский промышленный центр «Иннокам» готовиться подписать соглашение с немецкой компанией DMG MORI. Еще один документ, сообщил он тогда, уже подписан - государственной корпорацией станкостроения Китая CNMTC. Та должна были привезти в регион представителей крупнейших производителей этой продукции из КНР. Майров тогда сообщил, что Здунов (уже на тот момент министр экономики) назвал станкостроение приоритетной отраслью для развития.

Источник: Inkazan.ru