+7 (8552) 53-07-07
Вопрос эксперту:«Как выжить поставщику автокомпонентов?»
Вопрос эксперту:«Как выжить поставщику автокомпонентов?»
04.10.2017

На прошлой неделе в Тольятти прошла международная выставка-форум «Автопром. Автокомпоненты 2017». Ключевыми темами стали: импортозамещение в автомобильной промышленности, экспортный потенциал, меры господдержки, а также локализация и кластерная политика как инструменты промышленного развития регионов. В форуме приняли участие автопроизводители, поставщики комплектующих, производители оборудования, материалов и инструментов для автомобильной промышленности из разных регионов РФ. Производителей и поставщиков автокомпонентов продолжает беспокоить вопрос: когда ждать объемов производства? Скажется ли восстановление автомобильного рынка на результатах работы? Требования к качеству продукции у ОЕМ высокие, а это означает, что все еще необходимы инвестиции в модернизацию производства. Поэтому мы задали участникам форума вопрос: «Как выжить поставщику?» 

Николай Игнатьев, президент ГК «Аком» (Корпорация энергетических решений):

- Во-первых, нужно прийти на работу и начать работать. Первое – надо выбрать правильно направление. Делать то, что любишь и любить то, что делаешь. Второе – если ты начал это направление, то должен стараться работать с теми компаниями или с теми поставщиками оборудования, кто достиг успеха. Чтобы быть лидером – нужно работать с лидерами. Третье – для этого должна быть финансовая основа, естественно. Обязательно должно быть что-то, что позволяло бы реализовать те проекты, которые задуманы.

Я уже говорил: глобальный бренд – глобальная компания. Она подразумевает под собой и локализацию, и снижение себестоимости, и качество, и, естественно, импортозамещение. Она все под собой подразумевает. Начинаешь предприятие – думай об этом сразу. Не секрет, что наше предприятие в Тольятти – Волжский автозавод - и куча других предприятий по производству автокомпонентов 15-20 лет назад договоры заключали как? Пришли – руки пожали - заключили договор. Одно предприятие, других поставщиков нет. Мало кто развивался... Теперь говорят: караул, что делать дальше? Сначала надо было думать!

Всегда нужно понимать, что ты столкнешься с глобальной конкуренцией. Панель поставщиков Renault – это глобальная конкуренция. Мы сразу начали строить с глобальной компанией («Джонсон Контрол» - прим.) совместное предприятие. Это означало новое, современное оборудование, техническая помощь, обучение. Мы сразу закладывали этот фундамент. Мы знали, что с этим столкнемся. У меня главная боязнь сейчас какая? Чтобы американцы завод здесь не построили. Иначе мои преимущества по локализации пропадут: таможня, транспорт… Поэтому мы до того, как кто-то что-то здесь построил (то, что рано или поздно будет), должны так развиться, чтобы смогли конкурировать с ними.

Мы думаем об увеличении объемов производства: или новый завод (это может быть покупка завода),  или альянс с каким-то заводом, или обмен акциями и т.д. Но я точно знаю, что объем (стартерные батареи – прим.) должен быть порядка 5-6 млн. шт. Тогда мы устойчиво себя будем чувствовать. Тогда приходите, американцы!

Венкантран Мамиллапалле, вице-президент по закупкам ПАО «АВТОВАЗ»:

- Очень просто. Поставщики уже обладают всеми необходимым ресурсами. Здесь все доступно. Людям просто нужно использовать все возможности и локализовать больше. Слушать наших инженеров, прислушиваться к нашим требованиям по качеству и использовать все, что есть в России. В стране, которая выпускает самолеты и запускает ракеты в космос – уже все есть!. Нужно просто использовать существующие технологии, адаптировать их на автомобильном производстве и локализовывать, вот и все.

Вы ведь слышали сегодня выступление ГК «Аком»? Это поставщик с уровнем локализации 96%! Он не делает чего-то уникального, он просто использует те возможности, которые существуют, и локализует продукт. Это, пожалуй, лучший пример, как это можно делать!

Если вы меня спрашиваете, стали ли мы активнее привлекать локальных поставщиков, ответ – «да». У нас уже сейчас 81-82% локальная составляющая. И по всем новым программам мы работаем именно в направлении локализации с локальными поставщиками. В последнее время мы более активно работаем в данном направлении. Но когда объемы падают, локализацию особо не сделаешь. Сейчас объемов больше становится и рынок растет, поэтому это отличное время, чтобы начать работать!

Алексей Пахоменко, генеральный директор «ОЭЗ Тольятти»:

- Все, что сегодня требуется поставщику для организации нужного процесса – это гарантии в объемах потребления. Уже неоднократно сегодня было сказано, что объемов по России в ближайшее время явно будет недостаточно. Поэтому ориентир должен быть не только на местный рынок, но и на экспорт. Только тогда можно проводить все необходимые улучшения в части конструкции разработки, а инвестиции в технологическое производство покрыть ценой – за счет объемов.

Все ожидают, что автомобильный рынок выровняется и наступит баланс между возможностями потребителя и производителя. Но это неуправляемая часть. В данный момент количество сборочных производств, сборочных мощностей явно больше, нежели может переварить рынок. Управляемая часть – это наращивание экспортных возможностей. Сегодня я разговаривал с одним из резидентов нашей площадки и с удовольствием узнал, что на следующий год они планируют выпустить больше половины продукции, которую они выпускают в ОЭЗ сегодня, - с отправкой на экспорт. Доля экспорта растет. Причем расти она будет значимыми темпами.

Для того, чтобы определиться, как работать дальше, первый вопрос, который нужно себе задать: «что делаем?». Второй вопрос - «как мы это делаем?», это технологии. Третий вопрос – ресурсы. Как только первый вопрос будет решен - какой продукт, в каком объеме и на какие рынки, - все остальное сложится.

Сегодня государство предоставляет достаточные механизмы стимулирования производственной деятельности и исследовательской деятельности в новых продуктах. К сожалению, при наличии большого количества интересов и инструментов, финансирования ФРП «(«Фонд развития промышленности») недостаточно. В моем понимании, оно должно быть увеличено в разы. Хотя направление деятельности этого института абсолютно правильное, это нужно делать.

Мы же в России все время ждем, что нас кто-то спасёт, вместо того чтобы самим что-то сделать. Поэтому первое – это ориентация на рынки, продуктовые линейки для определения себя. Второе – организация производства и поиск ресурсов. Не надо их переставлять местами.  

Сергей Майоров, председатель правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан:

- Во-первых, нужно начать с открытости своего бизнеса. Не секрет, что некоторые бизнесы у нас до сих пор находятся «в тени» - так у них перспектив точно нет. Во-вторых, нужно расширить горизонты своего бизнеса. Если вы покупателю, пусть даже ОЕМ, продаете продукт в течение десятка лет и считаете, что так будет продолжаться всегда, то это не так.

Сегодня у ОЕМ политика такая: «красный», «желтый», «зеленый»! «Красный» две недели – и до свидания! Желтый, зеленый - если не исполните их требования… И «зеленый» - это 5 лет гарантированные поставки.

Безусловно, нужно расширять горизонты. И нужно поставлять не только одному ОЕМ, это очень большие риски. Нужно развивать производство и конвейер. Как это делать? Есть коммуникационно-инвестиционные выставки и бизнес-миссии поставщиков, в которых, безусловно, надо участвовать, которые становятся все более имиджевыми. Сегодня, в условиях развития цифровой индустрии «4.0», нужно переходить на автоматизированные процессы. И для этого нужно открыться кому-то, чтобы тебя могли рекомендовать. Например, именно так у нас происходит в рамках Машиностроительного кластера Республики Татарстан.

Что касается средств, если есть заказы – деньги не сильно нужны. Только на «оборотку», за счет новых заказов. И это всё мифы, что господдержку нужно увеличить. Нужно увеличить не господдержку, а нужно 80% тех заказов, которые сегодня в руках госкорпораций, поделить с бизнесом. И поверьте, что бизнесу тогда хватит средств на развитие. Поэтому мы активно в этом направлении работаем.

Но доступ к этим заказам компании имеют только тогда, когда они открыты! Когда за них поручились Торговая палата либо Ассоциация, либо Кластер, муниципалитет либо регион. Когда есть уверенность, что это – действительно производитель, с хорошей финансовой репутацией, он не имеет проблем на рынке и владеет доступом к общей базе заказов. Поэтому активнее надо включаться в эти процессы. Не надо говорить: «Это не для меня». Нужно IT-цифровые технологии активнее использовать, и тогда будет успех! 

Источник:  Автостат