+7 (8552) 53-07-07
Форум «Автопром. Автокомпоненты 2017»
Форум «Автопром. Автокомпоненты 2017»
04.10.2017

На прошлой неделе в Тольятти прошла специализированная выставка-форум «Автопром. Автокомпоненты 2017». Форум традиционный и в этом году проводился в 10-й раз. Ключевыми вопросами стали импортозамещение в автомобильной промышленности, экспортный потенциал и меры господдержки экспорта, а также локализация и кластерная политика как инструменты промышленного развития регионов. 

В мероприятии приняли участие автопроизводители, поставщики комплектующих, производители оборудования, материалов и инструментов для автомобильной промышленности из разных регионов РФ. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» традиционно выступает информационным партнером мероприятия, а модератором пленарного заседания в течение первого дня форума был директор агентства Сергей Целиков. Он отметил, что автомобильный рынок восстанавливается, поэтому в отрасли производства автомобильных комплектующих могут быть позитивные изменения.

Несмотря на то, что мероприятие проводится под эгидой Минпромторга РФ и носит весьма статусный характер, представители министерства не смогли приехать. Ситуация, к сожалению, уже привычная. Присутствовали представители «Союза машиностроителей России» и «Фонда развития промышленности», который ведет совместные проекты с Минпромторгом о поддержке разного рода промышленных проектов, а также региональные институты власти. В любом случае, мероприятие получилось весьма интересным, поскольку в Самарской области традиционно сосредоточено большое количество автомобильных поставщиков. 

Министерство промышленности Самарской области предоставило аналитику по ситуации в отрасли на региональном уровне. Заместитель Министра промышленности и технологий Самарской области Олег Жадаев отметил, что регион имеет свою специфику, поскольку вплоть до 2008 года здесь производилось до 1 млн автомобилей и автокомпонентов. 

Обновление модельного ряда АВТОВАЗа привело к тому, что многие поставщики оказались не у дел. «Традиционные региональные поставщики находились в сложном финансовом положении и не имели возможности инвестировать в крупные проекты», - отметил Жадаев. Но несмотря на то, что процесс локализации глобальных поставщиков в области сегодня приостановлен (в том числе в ОЭЗ «Тольятти»), сейчас региональные власти прилагают много сил для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для автомобильных предприятий.

По словам замминистра, есть конструктивные отношения, существует дорожная карта по реализации проектов локальных поставщиков. В «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» сегодня входит 59 предприятий, в том числе АВТОВАЗ, который проводит консультационную работу. Подробнее о проектах кластера рассказал его генеральный директор Андрей Крайнов.

Своим опытом работы поделились Ульяновская область (УАЗ) и Республика Татарстан (КАМАЗ). Сергей Майоров, председатель правления Кластера автомобильной промышленности Республики Татарстан представил портал «Иннокам» и «Камский центр кластерного развития». По словам Майорова, на сегодняшний день это крупнейший промышленный кластер: в нем более 300 членов, 110 тыс. работающих; в 2016 году компаниями-участниками было сгенерерировано более 600 млрд рублей годового оборота.

В свою очередь заместитель директора «Фонда развития промышленности» Владимир Распопов рассказал о том, что уже 4 месяца как запущена специальная федеральная программа по поддержке производителей автомобильных комплектующих. Суммы займа, которые можно получить в Фонде, варьируются от 50 до 500 млн рублей под низкую ставку (1% первые три года и по 5% на оставшийся срок, максимальный срок 5 лет). Впрочем, есть и ограничения. Подробнее с инструментами и возможностями можно ознакомиться на сайте Фонда или «ГИСПромышленности». Как одну из важнейших тенденций г-н Распопов обозначил планомерный переход к цифровым технологиям и оцифровке заказов на автомобильные комплектующие.

Формирование консолидированного цифрового заказа – это основная работа, которая сейчас ведется в Фонде. Для этого создан специальный портал «Атлас промышленности». Цель – создание национального датапула (datapool – цифровые облачные сервисы, прим.) образцов промышленной продукции по продуктовому портфелю каждого предприятия. Таким образом, у поставщиков должна появиться возможность позиционирования и продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках. Заказчик в свою очередь может подобрать нужное решение, исходя из своих требований. Распопов отметил, что некоторые компании уже ввели у себя внутри такие сервисы, но государство понимает, что это нужно сделать и в национальном масштабе, в цифровом виде. Чиновник призвал поставщиков активнее пользоваться цифровыми технологиями, поскольку «без наполненной в цифровом виде базы предложений» не получается должного эффекта. Между тем, АВТОВАЗ еще раз призвал поставщиков следить за качеством, и это главное, на что в компании будут обращать внимание при выборе поставщиков. В беседе с корреспондентом агентства «АВТОСТАТ» вице-президент по закупкам ПАО «АВТОВАЗ» Венкантран Мамиллапалле подтвердил, что компания стремится активнее привлекать локальных поставщиков и в настоящее время локализация производства составляет 81 – 82%. Успешные игроки поделились своим видением, на что именно поставщику нужно обратить внимание, чтобы заручиться выгодным партнерством.

Консультанты KPMG представили сравнительную таблицу по различным налоговым инструментам в помощь бизнесу, среди которых: ТОР, ОЭЗ, СПИК и др. Бернар Сонилак, вице-президент по промышленному сервису ПАО «АВТОВАЗ», представил Индустриальный парк АВТОВАЗа, а его резиденты поделились первыми успехами работы на этой площадке. Цифровая индустрия стучится в двери, и те поставщики и производители автокомпонентов, кто сегодня не включится в эти процессы, завтра останутся ни с чем – в этом эксперты едины. Автоматизация закупок, синхронизация процессов – это то, чем нужно заниматься в первую очередь. В целом по истечении первого дня деловой программы Форума стало ясно, что диалог с государством необходим. Отсутствие «федералов» (в лице Минпромторга РФ и Минэкономразвития РФ) многие вопросы оставляет открытыми.  

Как выразились представители регионального правительства, «у нас столько же вопросов, сколько и у вас». Нет ясного ответа по режиму, который придет на смену «промсборке». Пока не будет окончательной стратегии развития автопрома, которая до сих пор не завершена, не будет ясно, куда двигаться. Для дальнейших инвестиций в производство производителям автокомпонентов нужны гарантии объема заказа, а сейчас, когда автомобильный рынок только начинает восстанавливаться, этих гарантий автопроизводители дать не могут. Ясно и другое: не нужно ждать у моря погоды. Заинтересованные поставщики должны самостоятельно находить возможности для развития и модернизации, искать пусти создания СП и привлекать инвестиции.

Источник:  Автостат