+7 (8552) 53-07-07
Как Рустам Минниханов вернул расположение АвтоВАЗа к татарстанским промышленникам
Как Рустам Минниханов вернул расположение АвтоВАЗа к татарстанским промышленникам
03.08.2017

После разрыва отношений с татарстанскими поставщиками автокомпонентов крупнейший в стране производитель легковых автомобилей согласился попробовать восстановить статус-кво «своим бывшим» по шасси, силового агрегата и кузовным электрических автокомпонентам. Не последнюю роль сыграл здесь ресурс Рустама Минниханова. Подробнее — в материале «Реального времени». 

АВТОВАЗ ВЫЗВАЛ ВОСЬМЕРЫХ

Татарстанские производители автокомпонентов, отлученные два-три года назад от российского концерна «АвтоВАЗ», вновь получили путевку на конвейер. Топ-менеджмент единой закупочной организации «АВТОВАЗ-RENAULT-NISSAN» (ARNPO), осуществляющей закупки для всех троех автопроизводителей по международным стандартам (RNPO), впервые после долгого перерыва вышел на переговоры с «татарстанской восьмеркой» поставщиков.

На первую установочную сессию АвтоВАЗ пригласил челнинского поставщика запчастей «Начало» (выпустил около 5 миллионов дисковых и барабанных тормозных колодок, более 500 тысяч ведомых и нажимных дисков сцепления и около 1 миллиона кузовных деталей в год для большинства марок российских автомобилей), казанского поставщика резиновых прокладок «Кварт», челнинский литейно–механический завод «Магнолия», «Икар Лтд», «БЛИК», «РциХимТех». Они были выбраны как наиболее подходящие из «списка 10 поставщиков», подготовленного Минпромторгом РТ по поручению президента РТ Рустама Минниханова.

Как сообщили в ведомстве, список готовился сразу окончании переговоров президента РТ и президента АвтоВАЗа Николя Мора о расширении круга татарстанских поставщиков, оказавшихся вычеркнутыми при президентстве Бу Андерссона. «Известно, что тогда АвтоВАЗ в одностороннем порядке расторг договоры и с давним поставщиком резинотехнических изделий казанским «Квартом», и с поставщиком полиамидных труб для тормозных приводов ООО «Тиссан». В общей сложности, были расторгнуты контракты на десятки миллионов рублей», — говорит источник в правительстве РТ.

Проблему восстановления разорванных связей первым поднял президент РТ во время пребывания президента АвтоВАЗа Николя Мора в Казани в конце марта этого года. Будучи на форуме TIAF, он в интервью «Реальному времени» рассказал, что услышал настоятельную просьбу президента РТ расширить базу поставщиков. «Сегодня в республике у нас есть четыре поставщика, с которыми мы сотрудничаем. И сейчас мы в активной фазе переговоров еще с одиннадцатью местными поставщиками. 15 — это, конечно, мало. У АвтоВАЗа более 200 локальных поставщиков автокомпонентов. На территории Татарстана есть предприятия, которые отвечают нашим требованиям. Но эти компании относятся к нефтехимической промышленности: это топливо, бензин, пластики, резиновые смеси». Вслед за этим, получив положительный ответ от Николя Мора, Министерство промышленности и торговли РТ отправило в Тольятти рекомендательный список из 30 компаний. Но на первое собеседование пригласили не всех, а только восемь из них.

АВТОВАЗ ПЕРЕШЕЛ НА ТРЕХЛЕТКУ

Расширяя круг отечественных поставщиков, АвтоВАЗ намерен снизить себестоимость автомобилей Lada. Руководство полномочного представителя президента РФ в ПФО не раз утверждало, что цены завышены из-за покупки комплектующих за рубежом и изменения курса валют. А за день до встречи с татарстанской делегацией полномочный представитель в ПФО Михаил Бабич сообщил, что компания перешла к практике долгосрочных контрактов.

«В настоящее время 114 договоров, а это более 52% в от всех контрактов с конца 2016 года, заключены на срок свыше трех лет. Переход на долгосрочные контракты создаст условия комплектаторам для эффективного выстраивания бизнеса, планирования технического перевооружения производства и освоения новых технологий. При этом комплектаторы, должны отвечать высоким требования ПАО «АвтоВАЗ», в том числе по качеству продукции и своевременности ее поставок», — заявил Бабич. Напомним, в прошлом году многие поставщики АвтоВАЗа испытывали трудности, а теперь они, видимо, позади.

СТАРЫЕ ОБИДЫ

«Мы договорились в течение месяца актуализировать заказы, которые интересны АвтоВАЗу, — рассказал «Реальному времени» председатель правления машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. — По факту экспертов закупочной организации «АВТОВАЗ-RENAULT-NISSAN» (ARNPO) всерьез заинтересовали лишь две компании — это челнинское «Начало», которому, впрочем, предложили поставлять не их профильные изделия, а штамповочную продукцию и литейную оснастку, и казанский завод «Кварт» как потенциальный поставщик резиновых прокладок. Татарстанские компании предложили продукцию по таким позициям, как шасси, силовой агрегат и кузовные электрические автокомпоненты (здесь сильные позиции занимает белорусский холдинг «БАТЭ», — прим. ред.). Конечно, не обошлось без претензий к качеству изделий. Но мне понравился профессиональный подход к оценке наших предложений: «на слушания» по компонентам шасси вызывался техэксперт из этой области, а на слушания по силовым агрегатам — другой, и так по ходу совещания представители закупочной компании сменяли друг друга. Мы увидели совершенно другое лицо АвтоВАЗа — дружественное и умное», — заметил Майоров.

Правда, не обошлось без пассажа, который едва не испортил доброжелательный настрой. Татарстанские компании не удержались и вспомнили старые обиды. «Закупочная компания АвтоВАЗа в течение года не отвечала на их запросы по качеству, а те в ответ упрекали, что на самом деле отвечали, но в итоге мы решили не устраивать разборки, — с недовольством вспомнил Майоров. — Все-таки АвтоВАЗ — это как отдельное государство».

К ДОЖАТЬ ДО КОНТРАКТА

Практические результаты этой сессии оказались, что называется, «проходными». По словам Сергея Майорова, татарстанская сторона предложила АвтоВАЗу подписать протокол, и закупщики согласились.

«Проект протокола готовит Минпромторг, после чего он будет передан на подпись волжскому автозаводу. И наша задача — дожать его до контрактов, — рассказал Майоров. — Как бы ни критиковали АвтоВАЗ, но нужно признать, что у них большие объемы заказов. Став его поставщиком, предприятие может просто в разы увеличить производственные мощности. Конечно, нам больше интересен ВАЗ, чем КАМАЗ, потому что он выпускает больше машин. Но у них и требования другие — серийность намного выше. И это требует определенных технологических изменений у наших компаний. Тем, кто никогда не был поставщиком ВАЗа, нужно будет проводить модернизацию. Сколько можно заработать? У «Кварта», «Тиссана» оборот в 1 млрд рублей, я не думаю, что вдвое вырастет. Трудно оценить — неизвестно какая будет цена ВАЗа», — заключил он.

Источник: Реальное Время