+7 (8552) 53-07-07
До Челнов – за 40 минут: Ленар Сафин пробивает ВСМ в «закамский треугольник»
До Челнов – за 40 минут: Ленар Сафин пробивает ВСМ в «закамский треугольник»
17.07.2017

Станцию Тихоново под Менделеевском ждет большая судьба: минтранс РТ и «Скоростные магистрали» хотят тянуть туда магистраль после Казани.

В Татарстане может появиться вторая, помимо Казани, станция ВСМ. Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня, вопреки первоначальным замыслам железнодорожников, усиленно лоббируется вариант ее размещения между Набережными Челнами, Менделеевском и Елабугой. Эксперты говорят, что отсутствие быстрой связи с Закамьем — давняя стратегическая ошибка, которую пора исправить. И потирают руки: кадры хлынут в ОЭЗ «Алабуга», у людей появится свобода выбора, а в Челнах построят-таки новый мост через Каму.

ВСМ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ
ВСМ набирает ход: прошли публичные слушания, в начале июля главгосэкспертиза одобрила проект прокладки участков магистрали в Московской и Владимирской областях протяженностью 172 км. По плану, до конца года с правительством Китая будет заключено концессионное соглашение, после чего стартую сами работы. Запуск трассы в эксплуатацию намечен на 2022–2023 годы.
Но уже сейчас для республики встает немаловажный вопрос: как пройдет трасса дальше? В том, что стройка Казанью не остановится, сомневаться не приходится — китайцам важно дотянуть ветку до Пекина. Уже ясно, что ВСМ двинется в Екатеринбург, но «зайдет» ли она в Закамье?
Добираться из Казани до Набережных Челнов по железной дороге так же просто, как на электричке — давняя мечта жителей обоих городов. «Прежде были совершены две ошибки в стратегическом планировании, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ глава торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Первая: при освоении нефтяных месторождений до Альметьевска не была заложена электричка от Казани. Вторая: при строительстве КАМАЗа и Набережных Челнов тоже не заложили прямого сообщения с Казанью. Идеи были, но из-за экономии в жизнь их не воплотили. Нынешнее железнодорожное сообщение с Челнами не соответствует современным требованиям, оно отвратительное! Попробуйте на поезде туда доехать! Я жил и работал в Набережных Челнах, это было одно мучение».
Первоначально надежда на воплощение чаяний была связана лишь с одним из вариантов трассировки ВСМ. Маршрут через Верхнеуслонский район со строительством моста через Волгу и вокзалом в районе международного аэропорта «Казань» предусматривал остановку в Закамье. Но от этого варианта отказались — из-за неоправданной витиеватости маршрута и удаленности станции от Казани. В итоге ВСМ, пусть и ценой вырубки в Зеленодольском районе и Казани примерно 200 тысяч деревьев, заводят на вокзал «Казань-2» (столице РТ пообещали взамен вырубки в «Лебяжьем» пустить поезда по эстакадам, выделить 1,3 млрд рублей, а также компенсационные посадки 164 тысяч саженцев).
А далее, если посмотреть «рекомендованный вариант» маршрута, поезда попросту со свистом пересекают Татарстан, нигде не останавливаясь. ВСМ «пролетает» 27 км по Пестречинскому, 26 км по Тюлячинскому, 21,5 км — по Сабинскому районам. Краешком цепляя Кукморский (всего 1,5 км), трасса прочно, на 43,7 км, захватывает Мамадышский район, следует 26,5 км через Елабужский и 39,2 км — через Мендеевский район. И, наконец, покидает республику через Агрызский район, проходя по нему почти 30 км. Таким образом, учитывая примерно 11 км дороги после вокзала «Казань-2», общая протяженность трассы — около 226 км. Это расстояние поезд, несущийся со скоростью 300-400 км/ч, способен покрыть за 35-45 минут — быстрее, чем на вертолете. А следующая остановка — Кама, но это уже Удмуртия.

НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНАЯ СТАНЦИЯ ТИХОНОВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В...
Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», сейчас по настоянию Татарстана рассматривается иной вариант. Как сообщил нашему изданию министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, остановка в Закамье все-таки будет, но не в Набережных Челнах — ВСМ придет на станцию Тихоново. «Мы совместно с заказчиком — „Скоростными магистралями“ сейчас работаем над тем, чтобы маршрут ВСМ по Татарстану проходил через станцию Тихоново, расположенную вблизи Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и Менделеевска, — рассказал он. — Это создаст для жителей данных городов доступность скоростного железнодорожного сообщения».
По словам Ленара Сафина, обоснование инвестиций по этапу проекта «Казань — Екатеринбург» уже получило положительную оценку Главгосэкспертизы РФ.
Тихоново — грузовая станция Куйбышевской железной дороги — находится в Менделеевском районе, в 2 км от одноименного сельского поселения. Она действует с 1981 года — обслуживает грузоотправления предприятий Менделеевска и Елабуги, в том числе в ОЭЗ «Алабуга». Единственное событие, которым известен этот забытый уголок — это столкновением машины и поезда с нефтью в 15 км от станции несколько лет назад... Одно из преимуществ станции — ее близость к «треугольнику» Набережные Челны — Менделеевск — Елабуга: потенциально это позволит обеспечить относительную доступность ВСМ для жителей всех трех городов. А заодно и Нижнекамска, который находится чуть дальше. Больше всех повезло менделеевцам — им всего 9 км до вокзала. От центра автограда до Тихоново — 33 км, от Елабуги — 19 км. А вот нижнекамцам придется добираться 57 км.
Понятно, что само строительство будет еще не скоро и, кто знает, что-нибудь еще и поменяется. Пока в республике началась реализация первого этапа проекта, а за второй примутся по его завершении. Но обоснование инвестиций по этапу проекта «Казань — Екатеринбург» уже получило положительную оценку Главгосэкспертизы РФ. Отмечает Сафин.
В кулуарах публичных слушаний по ВСМ представители «Скоростных магистралей» подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online» эти планы — указали станцию Тихоново как остановку ВСМ в Закамье. Отметим, что именно этот вариант вошел и в стратегию «Татарстан-2030», принятую в 2015 году.
Интересно, что один из вариантов, похоже, предполагал приход ВСМ в сами Челны. По крайней мере, в феврале 2016 года правительство РФ опубликовало постановление, меняющее схему территориального планирования в сфере транспорта. По документу, в Набережных Челнах предусматривается строительство вокзала ВСМ строительным объемом 86,2 тыс кубометров (для сравнения, станция «Восстание-Пассажирская» требует реконструкции в 146 тыс кубометров строительного объема). В этом постановлении предполагается также строительство обгонных пунктов, где более медленный состав может уйти с пути более скоростного. Это пункты Ямбулат в Тюлячинском, Эшче в Мамадышском, Русский Сарсаз в Менделеевском и Иж в Агрызском районах. Также планировалось 6 диспетчерских с пунктами обогрева и обходными постами.

ПОЕЗД ИЛИ САМОЛЕТ?
Как такой «поворот» ВСМ отразится на социально-экономической жизни Закамья? Здесь есть несколько моментов.
Первый — промышленный. Здесь почти все эксперты «БИЗНЕС Online» высказываются едва ли не восторженно. «Мы, безусловно, поддерживаем реализацию проекта, при котором трасса ВСМ проходит по территории Елабужского района, неподалеку от „Алабуги“, — отметили в ОЭЗ в ответ на обращение „БИЗНЕС Online“. — Появление такой магистрали, а тем более остановки поездов рядом с особой экономической зоной будет, несомненно, способствовать повышению инвестиционной привлекательности площадки и ее развитию. В настоящее время основной поток деловых поездок из ОЭЗ „Алабуга“ направлен в Казань и Москву, поэтому появление скоростного железнодорожного сообщения с этими городами будет удобным для сотрудников предприятий-резидентов особой экономической зоны. Кроме того, возможность добираться до „Алабуги“ из Казани меньше, чем за час позволит активнее привлекать трудовые ресурсы из столицы республики, и это также будет способствовать появлению новых производств».
Второй момент — транспортный. Не исключено, что вариант с вокзалом в Тихонове потребует изрядных преобразований. «В таком случае надо решать вопрос по второму мосту через Каму, — уверен гендиректор ТПП Набережных Челнов и региона Закамье Фарид Башаров. — Сейчас мы эксплуатируем тело плотины, она перегружена, а если пойдет еще и поток со станции ВСМ в Тихоново, то загруженность возрастет кратно». Кроме того, сейчас станция — богом забытый уголок: там едва найдется пара-тройка строений. А вокзал потребует строительства целого транспортно-пересадочного узла: ведь надо как-то подвозить пассажиров с территории! К слову, прокладка ВСМ предполагает строительство региональных рокадных трасс, подвозящих пассажиров из тех или иных уголков регионов к станциям скоростной магистрали.
А председатель правления Ассоциации машиностроителей Набережных Челнов и Закамского региона Сергей Майоров положительно оценил возможную альтернативу авиатранспорту: «Где разместят станцию, непринципиально — главное, чтобы она была не дальше, чем аэропорт „Бегишево“, иначе это будет сопряжено с дополнительными затратами по времени. Если станцию построят недалеко от Челнов, это будет очень серьезное дело — альтернатива авиатранспорту. Посмотрим по логистике: доехали до аэропорта, потратили время на регистрацию, доставку до самолета, полет, а потом еще надо доехать до центра другого города. А тут мы фактически с окраины Набережных Челнов сразу доезжаем до центра Москвы. Даже при равной стоимости ВСМ будет вполне конкурентоспособна по отношению к авиатранспорту». Что ж — по транспортной доступности Тихоново чуть проиграет Бегишево: аэропорт находится в 30-33 км по дорогам как от Челнов, так и от Нижнекамска. Более мелкая Елабуга и крошечный Менделеевск с точки зрения пассажиропотока, пожалуй, уже и не в счет: они находятся в 43-45 км.
Коммерческий директор АО «Международный аэропорт «Бегишево» Феликс Козлов в целом согласен с такой постановкой вопроса, но — с нюансами: «Нельзя недооценивать ВСМ, как конкурента воздушным перевозкам, так как время в пути с учётом дороги в аэропорт и прохождения досмотровых процедур почти одинаковое. Наиболее важным фактором будет цена билета. Авиакомпании, работающие в низкобюджетном сегменте, такие, как „Победа“ и „Северный ветер“, продают билеты на московском направлении от 1-1,5 тысяч рублей, причём билеты по минимальному тарифу бывают доступными и в день вылета. Ценник „Аэрофлота“ и S7 выше — порядка 2,5-3 тысяч в зимний сезон и порядка 5-7 тысяч в летний». Учитывая то, что ВСМ — дорогостоящий проект, можно предположить, что и билеты на скоростные поезда будут далеко недешёвыми — официальных тарифов пока нет, но примерная цена пути от Казани до Москвы называлась в ходе публичных слушаний в пределах 4 рублей за километр — то есть дороже 3 тыс. рублей.
Оценить влияние скоростных железных дорог на пассажиропоток аэропортов довольно-таки сложно. Если посмотреть на опыт Нижнего Новгорода, то, с одной стороны, мы увидим, что с открытием в 2010 году в регионе скоростного железнодорожного сообщения, аэропорт «Стригино» не сдал позиции, а, наоборот, наращивал пассажиропоток — с 370 тысяч пассажиров в 2010-м до 1,1 миллиона в 2014-м. С другой стороны, Нижний Новгород, сопоставимый по численности населения с Казанью, на воздушном транспорте обслуживает в два раза меньше пассажиров — объём перевозок аэропорта «Казань» приближается уже к 2 миллионам пассажиров.
Среди тех, кто сегодня летит в Москву, порядка 30% — трансферные пассажиры, которые через столицу направляются дальше по России либо за рубеж, для них ВСМ не будет представлять особого интереса. Хотя, есть и любители поездов, и просто люди, которые боятся летать, они, наверняка, предпочтут поезд, полагает Феликс Козлов.

Источник: skyscrapercity.com