На «деловом обеде» челнинским бизнесменам рассказали, как не довести свою компанию до банкротства, а если оно всё-таки случилось — как пройти эту процедуру с наименьшими потерями.
В Татарстане ежемесячно ликвидируется 67 000 юрлиц. В прошлом году этот показатель держался на уровне 55 000. Кроме того прекращают работать 190 000 индивидуальных предпринимателей, в 2014 году ежемесячно ликвидировали свой бизнес 168 000 ИП, сюда входят и предприятия, которые проходят через процедуру банкротства. Об этом рассказал директор агентства безопасности бизнеса «Альгиз» Антон Яковлев.
По его словам, открывается же ежемесячно около 120 000 юрлиц. «Рост ликвидации бизнеса идёт активнее», — заметил Яковлев.
В 2015 году по банкротству было ликвидировано 854 ИП, за тот же период в 2014 году — 918.
В первую очередь это связано с тем, что в 2014 году для банкротства достаточно было 100 000 рублей долга перед кредитором. Сейчас эта цифра выросла до 300 000 рублей, говорит арбитражный управляющийРафик Аюсов.
С 1 октября индивидуальные предприниматели стали к нам приходить с просьбой обанкротить их, как физических лиц, рассказал руководитель набережночелнинского представительства компании «Банкротовед» Илья Трубин.
Очень часто ИП берут кредиты на физлицо, а после этого передают деньги по договору займа — себе, как индивидуальному предпринимателю. По словам Трубина, в таком случае имеет смысл закрыть ИП, для этого будет необходимо оплатить взносы в Пенсионный фонд, а потом обанкротить физлицо.
Правда, физлицо, как и индивидуальный предприниматель, будет отвечать по обязательствам своим имуществом, но затрат потребует меньше. Если для банкротства ИП необходимо ежемесячно платить арбитражному управляющему 30 000 рублей, а сама процедура может затянуться от полугода до трех лет, то при банкротстве физлица нужно заплатить единоразово 10 000 рублей, рассказал Аюсов.
На банкротство компания может подать, если не исполняет три месяца свои финансовые обязательства. Для банкротства физлиц используется та же процедура, только сумма долгов должна быть больше 500 000 рублей, сюда входят проценты, но не входят пени и штрафы.
Трубин рекомендует приложить к документам о банкротстве и план возврата денег кредиторам. Также банкрот имеет право за один месяц попытаться погасить долги в досудебном порядке.
В результате банкрот получит на пять лет (не менее) чёрное пятно в банке кредитных историй — ему не будут выдавать кредиты. Три года ему нельзя будет занимать руководящие должности, возможно ограничение выезда за границу, навсегда будет закрыта возможность создания юрлица.
В случае если собственник доводит свою компанию до банкротства намеренно, и это будет доказано в суде, он может получить реальный срок до 6 лет за мошенничество или заплатить штраф в 500 000 рублей.
По словам председателя финансового комитета Торгово-промышленной палаты Венеры Ивановой, нередко предприниматели вынуждены проходить процедуру банкротства не по своей вине: у банка отозвали лицензию, а счета организации остались там: «К сожалению, деньги юрлиц не застрахованы». Иванова рекомендует предпринимателям самостоятельно отслеживать состояние банка, в котором они обслуживаются: «Смотрите рейтинги банков на сайте banki.ru, сейчас сложно сохранить рейтинг — если банку это удаётся, то хорошо».
Капитал банка должен быть не менее 300 млн рублей, если он близок к критической отметке, то это значит, что у подобного банка практически бесполезно просить кредит. Также необходимо обращать внимание на прибыль или убыток банка. На все показатели, по мнению Ивановой, необходимо смотреть в динамике.
Татарстан на банковском рынке – третий после Москвы и Санкт-Петербурга, привела статистику Иванова: «У нас очень много самостоятельных банков, на это, конечно, косо смотрят все».